Праздник Нрисимха-чатурдаши
В колонном зале храма горит жертвенный огонь – еще несколько брахманов кидают в него зерна риса и льют топленое масло… Монах читает собравшимся паломникам предание о Нрисимхе…
Праздники в Индии бывают разные. Некоторые длятся по целой неделе, и в эти дни по всей стране проводятся гуляния и карнавалы, не уступающие бразильским. Некоторые проходят лишь раз в несколько лет и собирают тысячи и миллионы людей со всей страны (как, например, знаменитая Кумбха-мела). Есть праздники светские и религиозные, государственные и семейные, общенародные и местные. Нет, пожалуй, только скучных или неинтересных. Все-таки Индия! Страна чудес.
Праздник
Нрисимха-чатурдаши – не тот день, который отмечает вся страна. Обычный, рядовой житель Индии, если ему не слишком интересна духовная жизнь, наверное, даже и не заметит, что день какой-то особенный. Он не отмечен в официальных календарях, как, например, Рождество, или День Независимости, или Мухаррам. И в этот день не остановят свою работу заводы в больших городах и не пройдут по улицам торжественные процессии.
Но человек верующий будет готовиться к этому празднику задолго до его наступления. А в сам торжественный день он отправится в ближайший храм Вишну, где священники будут весь день читать ведические гимны, проводить огненные церемонии и рассказывать прихожанам древние легенды о… Но об этом чуть позже.
Особенно много народу в этот день в некоторых храмах – например, в Симхачалам, Аховалам, Мангала-гири… Там взволнованные прихожане прокладывают себе путь в толпе, чтобы пробиться к алтарю и поймать взгляд Того, кто стоит на нем.
Надо заметить, облик Его весьма необычен. Он похож на человека и одновременно – на льва. Паломники в восторге смотрят на Него и благоговейно шепчут Его имя:
- Нарасимха…
Кто же Он – человек-лев, загадочный Нарасимха? Послушаем, что за легенду рассказывают о Нем священники.
Легенда
Было это в незапамятные времена. Один жестокий и властный человек (звали его Хираньякашипу), обретя за долгие годы суровой аскезы и медитации неслыханное могущество, потребовал себе у творца вселенной Брахмы ни много ни мало бессмертия. Брахма резонно ответил на это, что сам смертен, поэтому не может наградить его этим. Хираньякашипу задумался и потребовал, чтобы убить его не мог ни человек, ни зверь, ни на земле, ни на небе, ни днем, ни ночью, ни одним из известных видов оружия. Брахма согласился.
Скоро Хираньякашипу, окруженный своими друзьями и приспешниками, захватил власть над миром, став жестоким и деспотичным царем. Легенда гласит, что даже могущественные полубоги приходили к нему и были слугами в его дворце. Он же помыкал ими как хотел. Единственным, чью волю он не сумел сломить, оказался… его собственный сын, пятилетний Прахлада. Он с рождения был необычным ребенком и имел сильную склонность к служению Богу. Стоит ли говорить, что отец его, возомнивший Богом себя, не был в восторге от религиозных порывов мальчика и не раз пытался его перевоспитать. Сначала мягко, потом – когда неповиновение сына стало больше похоже на бунт – и более радикально. Но Бог хранил Своего верного маленького слугу. Ему не смогли причинить вреда ни ядовитые змеи, ни огонь, ни копья и стрелы, которыми его пытались пронзить солдаты Хираньякашипу…
И вот настал этот день. Отец, находясь в страшном гневе, спросил Прахлада:
-Ты все время говоришь мне о Боге, о Вишну? Где Он? Ты можешь показать Его мне?
Ребенок ответил очень просто:
- Бог – повсюду.
Тогда Хираньякашипу схватил тяжелую палицу и обрушил ее на мраморную колонну в своем же тронном зале – чтобы показать неразумному мальчику, что никакого Бога в ней нет. Как говорится, лучше бы он этого не делал. Ибо Бог и впрямь находился там. Облик Его был необычен – громадный и прекрасный, похожий на человека и льва одновременно. Ни человек и ни зверь… После короткой схватки Хираньякашипу был повержен. Случилось это ни на земле и ни на небе – он умер на коленях у своего врага, от когтей на Его руках. Заходило солнце, наступали сумерки. Ни день и ни ночь. Брахма не обманул Хираньякашипу – условия его благословения были выполнены.
Такова легенда о Нрисимхадеве – Верховном Господе, принявшем облик человека-льва. Кому-то эта легенда может показаться непонятной и жестокой, а сам облик Нрисимхи – пугающим и диким, пережитком древних языческих верований варварских племен. Европеец-турист, пряча за пазуху фотоаппарат, усмехнется отсталости индусов. Искатель истины (скажем, из Австралии) долго будет размышлять над увиденным, пытаясь увязать его с собственным мировоззрением, замешанным на Кастанеде, Тимоти Лири и «Книге перемен». А парочка восторженных хиппи с энтузиазмом присоединится к празднику, даже толком не поняв, что происходит.
И только самый искренний поймет глубокий смысл и легенды, и самого праздника. Демоны, подобные Хираньякашипу, в огромном количестве живут в нашем сердце. Имена их – Гордость, Гнев, Жадность, Похоть. И все они беспощадно терзают нашу душу, которая перед ними – пятилетний мальчик, мешая ей делать то, что естественно для нее – обращаться к Богу, взывать к Нему, думать о Нем. Кто же, как не Сам Бог, может помочь нам одолеть этих могущественных врагов? И паломник стоит перед алтарем с закрытыми глазами и тихо просит Нрисимхадева помочь ему избавиться от грехов…
Чудеса
Сложно сказать, как давно люди в Индии (да и за ее пределами… но об этом позже) поклоняются божественному Человеку-льву. Его храмы, как правило, очень древние. Они полны загадок, ответы на которые, наверное, уже никому не найти, и в них всегда происходят какие-то чудеса.
Так, в знаменитом храме в Йошиматхе (это в Гималаях) священники уже много лет ждут исполнения древнего пророчества, согласно которому в будущем должны обрушиться две гигантские горные вершины, навсегда закрыв дорогу в Бадринатх – известное место паломничества. Это должно случиться, когда у храмового изваяния Нрисимхи отломится рука. Все бы ничего… Но с каждым годом рука и впрямь становится тоньше и тоньше…
А в Симхачалам служители храма каждый день наносят на Божество Нрисимхадева охлаждающую сандаловую пасту – говорят, что Оно раскалено. Без всяких видимых причин. За год этой пасты накапливается столько, что кажется, будто на алтаре стоит огромный кокон. Раз в год накопившийся сандал снимают, но тут же начинают наносить снова.
В Мангала-гири находится знаменитый храм Пана-Нрисимхи. Здесь он изваян с широко открытым ртом. Служители каждый день проводят простой, но интересный обряд: они выливают в рот Божеству особый напиток, приготовленный из воды, финикового сахара и перца. А через какое-то время напиток выливается наружу. Точнее, половина напитка. Куда девается вторая – неизвестно.
В бенгальском городе Маяпуре установлено одно из самых «молодых» Божеств Нрисимхадева. Здесь Он изображен в тот момент, когда (в страшном гневе) только-только появился из колонны, разбитой Хираньякашипу. Рассказывают, что, когда скульптор закончил работу над Ним, его мастерская чуть не сгорела. А когда при транспортировке Божества с юга страны в Бенгалию какие-то полицейские надумали проверять сопутствующие документы (явно рассчитывая на взятку), на них начала тлеть одежда. Такова энергия исходящая от маяпурского Нрисимхи. Однако сейчас Он спокоен и умиротворен. И очень красив.
Но, конечно, самые известные храмы Человека-льва находятся в Аховалам – месте, где, по преданию, Он и явился. Там девять храмов, расположенный в гористой местности, некоторые – в очень труднодоступных местах, куда долго-долго придется подниматься по узким тропинкам. Если попросить местных проводников, они могут показать место, где стоял дворец Хираньякашипу, и даже – обломки той самой колонны. Верить им или нет – каждый решает сам. Ведь чудеса – это, конечно, здорово, но стоит ли верить в Бога на основании одних только чудес? Главное чудо, которое мы можем ждать от Него – то, что Он может помочь нам очистить наше сердце от всего плохого, что там есть.
И напоследок
Нрисимха-чатурдаши (день, в который отмечают годовщину явления Нрисимхадева) – серьезный праздник. Разумеется, это день радости, ибо когда Бог приходит на Землю, это всегда радостно. Но, кроме того, это день, когда мы должны подумать – а сами мы насколько тверды и серьезны в своей духовной жизни? Не сидит ли у нас где-то внутри желание – самому стать как Хираньякашипу (кстати, «хиранья» значит «золото», а «кашипу» - «мягкая постель»; хороший повод подумать над смыслом этого имени)?
Не над этим ли думает паломник, стоящий в праздник перед алтарем Нрисимхадева и беззвучно повторяющий свои молитвы?
В алтаре царит полумрак, горят масляные светильники, священник проводит торжественную церемонию арати… В колонном зале храма горит жертвенный огонь – еще несколько брахманов кидают в него зерна риса и льют топленое масло… Монах читает собравшимся паломникам предание о Нрисимхе… Группа молодых послушников речитативом произносит длинную санскритскую молитву… А вечером будет праздничное шествие с факелами вокруг храма…