Игры Господа Ваманы
Это история о благородстве и самопожертвовании, об обмане и предательстве... Но прежде всего эта история повествует о непостижимости Бога и о Его любви к Своим преданным.
Она рассказана всего в нескольких главах восьмой песни "Бхагаватам", но об ее уроках можно написать тома, а слова персонажей - начертать золотыми буквами в книге мудрости...
Началось все достаточно банально - с битвы между полубогами и демонами. Историй с таким началом бесчисленное множество, ибо идет эта война с начала творения, а прекратится только с его концом. Потому что, как ни крути, тронов всегда меньше, чем желающих на них сесть. Верховный Господь стоит над Своим творением, Ему не нужно бороться за Свое положение, поскольку нет никого равного Ему, и никого выше, чем Он. Поэтому Он, как правило, не вмешивается в происходящее в материальной вселенной. Для Него равны и демоны, и полубоги. Но единственное, что заставляет Господа придти и вмешаться в битвы материальной вселенной, да еще и встать на одну из враждующих сторон - это Его любовь к Своим преданным.
Посты полубогов занимают только те живые существа, которые признают верховенство Бога - таковы законы вселенной. Но преданность Богу и Его благосклонность к Своему преданному не зависит от должности. Поэтому...
В той битве демоны победили. Такое тоже бывает - иначе какой смысл был бы в этой войне? Победили, заняли райские планеты, а их предводитель Бали Махарадж сел на трон Индры.
Индра пребывал в печали, и его мать, Адити, стала держать аскезу, чтобы Верховный Господь заступился за ее сына. Более того, она захотела, чтобы Он тоже стал ее сыном. Верховный Господь - самый лучший сын, друг, возлюбленный - и те, кто знает это, стремятся стать Его отцом или матерью, возлюбленным или другом... Господа не зря называют Кришной - Он необычайно привлекателен. Адити была счастлива служить Ему как Своему сыну, а остальные полубоги - как родственнику.
Выполняя желание Адити, Господь, ставший ее сыном, отправился к Бали Махараджу. Он выглядел как маленький брахман-карлик, и в этом был особый смысл.
Ни один уважающий себя царь, следующий традициям ведической культуры, не откажется дать пожертвование брахману. И Бали Махарадж не был исключением. Демоны тоже следуют Ведам и зачастую не уступают в этом полубогам. Только цели у них разные.
Когда Господь в образе Ваманы пришел к Бали Махараджу, тот совершал ягью - пышное жертвоприношение, направляемый своим гуру Шукрачарьей и приветствуемый соратниками. Бали Махарадж почтительно приветствовал незнакомого маленького брахмана, очаровавшего всех присутствующих Своей красотой. Царь предложил Ему выбрать, что бы Тот хотел получить в дар. Пожертвование брахманам - принцип, без которого ведическая культура перестала бы быть ведической. Очаровательно улыбаясь, маленький брахман попросил немного земли - столько, сколько Он сможет покрыть тремя Своими шагами.
- Всего-то? - изумился Бали. - Не мало ли Ты просишь у правителя вселенной?
- Тому, кто не умеет довольствоваться малым, не хватит и богатств всех трех миров, - улыбнулся Вамана.
Но тут вмешался Шукрачарья. Он уже понял, что за смиренный брахман пришел к ним за пожертвованием. Он-то понимал положение Верховного Господа... Верховный владыка мироздания просит милостыню у какого-то царя (будь он хоть трижды правитель вселенной)? В отличие от многих из нас Он не сомневался в разумности Бога. Если Он что-то делает, значит, у Него есть цель. И Он ее достигнет - даже если мы не представляем, как Он сделает это.
Цель Ваманы, сына Адити, была понятна - вернуть пост управителя вселенной Своему "старшему брату" - Индре.
Шукрачарья предостерег Бали Махараджа, но благородный царь остался верен своему слову. И тогда...
Кто знает все могущество Верховного Господа, единым взглядом творящего и разрушающего миры?
Он сделал всего два шага. На этом Вселенная закончилась. Бали Махарадж не смог дать обещанных трех шагов земли, ибо уже после второго шага Ваманы он лишился всех своих богатств.
Благородство и праведность Бали Махараджа не вызывали сомнений. Он не отступил от своего слова, пренебрег мнением своего гуру, по сути уже отказавшись от всего, что у него было, чтобы удовлетворить пришедшего к нему Верховного Господа...
В ответ всегда беспристрастный Верховный Господь, неизменно благосклонный к тем, кто стремится служить Ему, совершает странный и жестокий поступок. Он лишает Бали Махараджа всего - не только богатства, власти, уважения соратников и благосклонности духовного учителя. Он связывает его веревками Варуны и, что самое страшное для кшатрия, обвиняет его в нарушении слова. Для Бали Махараджа, который пожертвовал всем, чтобы это слово сдержать, это хуже смерти...
Неужели Бог такой - жестокий и карающий?
"Бали Махарадж смиренно ответил: Поскольку мы [демоны] всегда стремимся к славе и почету, Ты, наказывая нас, помогаешь нам увидеть истинный путь".
И затем благородный царь пожертвовал Господу единственное, что у него осталось - собственное тело. Он полностью вручил себя Господу. Но...
Бхагаватам говорит об ошибке царя - ведя себя безупречно с мирской точки зрения, он совершил нечто недопустимое. Это и послужило причиной его наказания. Зная, что перед ним Сам Верховный Господь, он продолжал вести себя как царь, решив, что может давать Ему пожертвования - то есть, по сути, поставил себя выше Бога, Того, кому и так все принадлежит. Он делал все правильно, но в том ли умонастроении? Кстати, хороший повод задуматься - а не считаем ли и мы, что "осчастливливаем" Верховного Господа своими пожертвованиями и служением?
И все-таки Господь принял подношение Бали Махараджа, будучи доволен его смирением и желанием удовлетворить Его. Кроме того, за плененного царя попросили такие великие преданные, как Прахлада Махарадж и Господь Брахма...
И затем Верховный Господь, неизменно благосклонный к Своим преданным, дал Бали Махараджу множество благословений, о которых не мог мечтать даже Индра.
Все-таки Господь очень любит Своих преданных. И, очистив их сердца от анартх и оскорблений, Он готов бесконечно проливать на них Свою милость.