Явление холма Говардхана
Слово «Говардхана» имеет два значения. «Го» означает «коровы», а «вардхана» означает «питание». В другом смысле «Го» обозначает чувства, а «вардхана» означает «усиливать влечение чувств к Шри Кришне».
И то и другое делает Шри Гирирадж. Он милостиво благословляет преданного, усиливая его преданность. Таким образом, если мы живем у подножия Шри Гирираджа, все чувства души и их соответствующие функции обретают божественность и склонность служить лотосным стопам Шри Кришны...
День, следующий за Дипавали, празднуется как Говардхана пуджа, во время которой поклоняются Холму Говардхану, находящемуся рядом с Матхурой. Благочестивые люди не спят в течение всей ночи и готовят 64 или 108 различных подношений бхоги для Кришны. Эта церемония называется «аннакута», что означает «гора еды». Божествам предлагают разнообразные блюда: зерновые, супы, фруктовые, овощные, чатни, закуски и салаты – и затем прасад раздают преданным. История, которая стала поводом для ежегодного празднования Говардхана Пуджи, произошла более 5000 лет назад, во времена, когда Кришна являл Свои игры на этой планете.
Однажды, Кришну, которому тогда было семь лет, заинтриговала суматоха, царившая во Вриндаване. Его отец, Нанда Махарадж, вместе с другими старшими жителями деревни, был занят приготовлением к каким-то событиям. Из любопытства Кришна начал расспрашивать Своего папу о причинах этой суеты. Но Нанда Махарадж был очень занят и, думая, что Кришна слишком мал, чтобы что-то понять, оставил Его вопросы без ответа.
Но Кришна упорствовал, и в конце концов, Нанда Махарадж уступил. Он объяснил Кришне, что они организуют большую ягью в честь Господа Индры, небесного царя. Они были крестьянами, и урожай очень зависел от своевременного и изобильного выпадения дождей. Поскольку дождями управляет Господь Индра, они регулярно ублажали его ягьями.
Однако, Кришна начал отговаривать Своего отца от этого жертвоприношения. Внешне Он занял позицию карма-мимамсаки, философа, который провозглашает, что поскольку Бог «обязан» награждать или наказывать человека в соответствии с его кармой, нужно просто сосредоточиться на исполнении своих обязанностей и наслаждаться плодами. Нанда Махарадж возразил на это, что, хотя деятельность важна, нужна также и милость. Однако Кришна опроверг эти аргументы, сказав, что Индра проливает дожди даже над океанами просто потому, что он обязан это делать. Поскольку полубоги будут удовлетворены, просто должным образом исполняя свои обязанности, нет никакой нужды специально поклоняться им.
Вместо этого Кришна предложил поклоняться местным брахманам и Холму Говардхан, поскольку брахманы были духовными лидерами общины, а Холм Говардхан давал все необходимое для благополучия коров, самого большого «сокровища» деревни – траву, воду, тень. Хотя Кришна спорил, заняв атеистическую точку зрения, Он преследовал этим высшую цель. Он низошел в этот мир, чтобы убедить людей перестать поклоняться полубогам ради материальных целей и установить истинное положение Верховной Личности Бога. Он знал, что Господь Индра очень гордится своим положением царя полубогов. Поскольку в действительности Господь Индра – великий преданный, Кришна также пролил на него Свою милость, избавив его от иллюзии ложной гордости.
Хотя Нанда Махарадж очень любил Кришну, ему не хотелось отменять традиционную церемонию, которую они проводили уже в течение многих лет. Поэтому он предложил компромиссный вариант, чтобы провести Говардхана-пуджу после совершения Индра-ягьи. Однако это Кришну не удовлетворило. Он любит не зыбкие компромиссы, а ясную и непререкаемую решимость. В конце концов, из любви к Крише, крестьяне во главе с Нандой Махараджем, уступили и начали поклоняться Говардхану в соответствии с инструкциями Кришны.
Таким образом, была установлена традиция поклонения Говардхану, которой следуют и по сей день, отмечая праздник, называемый Аннакута. Пастухи начали празднования, сперва обойдя вокруг Холма Говардхана (что делают и сейчас). После того как Нанда Махараджа и брахманы завершили церемонию, они с трепетом стали свидетелями того, как олицетворенный Говардхан лично принял все предложенные блюда. К своей радости и изумлению они увидели, что олицетворенный Говардхан выглядел в точности как Кришна, и отсюда мы можем понять, что Говардхан в действительности неотличен от Верховной Личности Бога. По сей день продвинутые преданные берут маленькие камешки (шилы) с Холма Говардхана, чтобы поклоняться им как Божеству Господа.
Однако Господь Индра остался всем этим исключительно недоволен. Хотя он знал положение Кришны, гнев и гордость затмили его разум – что-то, присущее современным материалистам. В ярости он призвал облака Самвартака – те самые, которые приходят во время разрушения вселенной – и приказал им затопить Вриндаван. Дождь был настолько сильным, что его потоки были мощными, как колонны, и острыми, как стрелы. Все обитатели Вриндавана были чистыми преданными Шри Кришны и, в своих страданиях, обратились к Нему за прибежищем.
Всеведущий Господь, прекрасно зная о действиях Господа Индры, просто поднял Холм Говардхана и попросил всех обитателей Вриндавана, вместе с домашними животными, принять прибежище под холмом. Таким образом, Кришна держал гору как зонтик в течение семи дней на мизинце левой руки. Благодаря Его мистической силе, в течение всего этого времени никто не чувствовал ни голода, ни жажды, ни какого-либо дискомфорта. Наконец, когда Индра осознал, что он в действительности выступил против Верховной Личности Бога, он немедленно приказал облакам остановиться. Обитатели Вриндавана, счастливые, вернулись назад, воспевая славу Кришны, а Кришна поставил Холм Говардхана на место.
Теперь Господь Индра пребывал в ужасе за совершенные оскорбления. Зная, что Кришна в особенности милостив к коровам, он призвал на помощь Сурабхи, олицетворение коров в духовном мире. Он тайком приблизился к Кришне в уединенном месте и припал к Его стопам. В прекрасных молитвах Господь Индра попросил у Кришны прощения и милости. Поскольку Кришна всегда благосклонен к Своим искренним преданным, Он простил Индру и предупредил, чтобы тот остерегался ложной гордости. Он также с удовольствием принял поклонение Сурабхи и многих других обитателей райских планет.
В Падма Пуране говорится, что когда Господь нисходит, чтобы совершать Свои игры, Он приходит вместе со Своими спутниками и близким окружением. Частью этого окружения является земля, на которой происходят Его игры. Таким образом, говорится, что вся область Враджа-Мандала низошла из духовного мира в материальный. Когда Кришна свернул Свои игры, он оставил эту святую дхаму для Своих преданных, чтобы они могли наслаждаться ею и черпать в ней вдохновение.
Вместе с Враджа-Мандалой также низошел и Холм Говардхан, на котором Кришна совершал множество Своих детских игр. Поскольку Господь лично поднял его Своей рукой, он считается неотличным от Него. Преданные настолько любят эту игру Кришны, что они называют Кришну Гиридхари, или «поднявшим гору». Когда Шри Кришна затем низошел как Чайтанья Махапрабху в настроении Своего преданного, Он отказывался ступать на Говардхан, признавая тем самым, что тот неотличен от Господа.
В Гарга Самхите говорится, что Холм Говардхан однажды был проклят Пуластьей Муни, могущественным мистиком и одним из сыновей Господа Брахмы. Проклятие было таково, что каждый день Говардхан должен уменьшаться в размерах на величину горчичного зерна. В соответствии с этим проклятием, Говардхан, который изначально был двадцать километров в высоту, уменьшился до размеров холма. Писания говорят, что до тех пор, пока на земле будут оставаться Холм Говардхан и река Ямуна, здесь будут оставаться религиозность и сознание Бога. В день, когда они исчезнут, что должно произойти где-то через десять тысяч лет, Кали-юга расцветет в полную силу, и даже какой-либо намек на религию полностью исчезнет. Поэтому, пока у нас есть возможность, давайте же будем наслаждаться этими играми Говардхана, получать его даршан и совершать благоприятную Говардхана-парикраму!