Праздники Шрила Прабхупада

PostHeaderIcon Служение сквозь поколения

Последователи Шрилы Прабхупады должны передавать веру в него, поощрять ее в других и своим примером представлять Шрилу Прабхупаду. Тогда те, кто приходят в ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады, будут благодарны

за то, что получили общение со Шрилой Прабхупадой через тех, кто являются его достойными представителями.

Когда я писал последнюю главу Шрила Прабхупада-лиламриты, для меня это был незабываемый опыт. Прабхупада учил нас «последнему уроку», и в воспоминаниях я заново проживал эти последние дни общения со Шрилой Прабхупадой и служения в его ИСККОН при его жизни. Эти дни были подобны разворачивающейся драме. Останется ли с нами Прабхупада? Что мы будем делать без него? И вновь я переживал горе его ухода. Я вспоминал, что последние дни Прабхупады были наполнены проповедническим духом – он вдохновлял своих учеников продолжать его работу. Он подавал пример спокойствия и терпения перед лицом сильной боли, пример бесстрашия перед лицом смерти. Он позволил нам находиться рядом с ним, тихо петь киртан, и читать ему из Шримад Бхагаватам, «Источника» и других книг.


Затем наступило 14 ноября 1977 года, и в 19:30 Прабхупада ушел. В Лиламрите я вкратце рассказал об этом – как Прабхупада ушел в идеальной ситуации во Вриндаване, прожив жизнь, полностью посвященную Кришне, жизнь, исполненную потрясающих свершений в миссии Господа Чайтаньи. Я также рассказал, как переживали весть об уходе Прабхупады его ученики по всему миру.

На этом все? Биография окончена? Нет. Было что-то еще. Я должен был рассказать о служении в разлуке. Хотя кажется, что Прабхупада ушел из этого мира, он продолжает жить в своих наставлениях. Служение в разлуке, випраламбха-сева – это высший уровень понимания, нечто, что испытывают обитатели Вриндавана в отсутствии Кришны. Мы также можем испытывать своего рода встречу в разлуке, даже не будучи особенно продвинутыми духовно, просто медитируя на присутствие и наставления Шрилы Прабхупады.

Он ушел, но вместе с тем, он «очень сильно» присутствовал. Это понимание не было ни притворством, ни мифом, ни сентиментальным или психологическим явлением, ни «телепатией» – это было абсолютно ощутимой, вещественной реальностью, фактом жизни. Шрила Прабхупада дал своим ученикам личное служение, и теперь им предстояло продолжать это служение. Прабхупада присутствовал в своих наставлениях, и весь нектар непосредственного общения с ним, весь нектар сознания Кришны, который он дал им, был доступен, как и прежде.

Для учеников Прабхупады служение в разлуке было несомненным фактом. Иначе, теперь, когда они были лишены его личного присутствия, как бы они смогли поддерживать себя в духовной жизни? Тот факт, что они могли продолжать все, как и прежде, увеличивать свое чувство преданности, увеличивать свое служение, означало, что Прабхупада был рядом с ними.

Закончил ли я биографию теперь? Я вновь обнаружил, что не хватало чего-то еще. Поэтому я написал Эпилог. Я хотел, чтобы читатели ясно поняли, что они также имеют право на взаимоотношения со Шрилой Прабхупадой. Я ожидал, что большинство читателей не будут инициированными учениками Его Божественной Милости. В действительности, я предполагал, что некоторые читатели, возможно, впервые встретятся со Шрилой Прабхупадой на страницах этой книги. Каждый из них мог обрести взаимоотношения с Прабхупадой. Это было их правом. Иначе, какой бы трогательной биография Шрилы Прабхупады ни была, у читателя бы остались представления о том, что все это лишь история одного гуру с маленькой группой учеников, которые попытались основать всемирное движение, все это не имеет к ним никакого отношения, и теперь, когда этот гуру покинул планету, они не могут принять теперь в этом никакого участия. Я хотел, чтобы читатель понял, что Прабхупада был чем-то большим, чем гуру одного поколения учеников. Он останется с нами навеки.

«Описывая, как последователи Его Божественной Милости А.Ч.Бхактивенданта Свами Прабхупады продолжали наслаждаться служением ему в разлуке, мы говорим не только про небольшую группу из нескольких тысяч преданных, которых он инициировал при жизни. Шрила Прабхупада был не просто ачарьей. Он был основателем-ачарьей движения сознания Кришны, динамичной духовной реальности…

Поэтому мы не можем ограничить Шрилу Прабхупаду, описывая лишь драму, в которой он выступает в роли гуру для одного поколения последователей. Шрила Прабхупада – джагад-гуру, духовный учитель всего мира. Он истинный духовный учитель, верой и правдой передающий послание ученической преемственности от Господа Кришны таким, каким он получил его от своего духовного учителя. Но более того, он был уполномочен Кришной сделать то, чего не сделал ни один другой духовный учитель. Он основатель-ачарья распространения санкиртаны Господа Чайтаньи по всему миру посреди века Кали». (ШПЛ, Том 6)

Такие личные отношения с основателем-ачарьей возможны даже для тех, кто не был непосредственно инициирован Шрилой Прабхупадой. Именно Шрила Прабхупада учил нас тому, как приложить сознание Кришны в современном контексте. Именно Шрила Прабхупада установил стандарты садханы, внутренней и внешней чистоты и общения. Каждый, кто следует этим базовым наставлениям и признает Шрилу Прабхупаду непосредственным представителем Кришны, является его последователем.

В Эпилоге я также отметил, что люди могут служить Кришне через свою сферу деятельности. Художники, философы, бизнесмены и рабочие – все могут стать преданными. Шрила Прабхупада наложил очень мало ограничений на то, как можно служить. В конце концов, он хотел, чтобы сознание Кришны пронизывало все общество, и он чувствовал, что философия сознания Кришны приложима ко всем областям знания и деятельности. Почему тогда любому человеку в любой части света не ощущать, что принимая наставления Прабхупады, он становится его последователем?

Дар сознания Кришны, которые Шрила Прабхупада принес на Запад, предназначен для каждого. Шрила Прабхупада оставил нам динамичное наследство через свои книги, через своих преданных, через центры сознания Кришны и наставления о том, как применять сознание Кришны во всех ситуациях. Если мы просто будем осознанно утверждать свое право иметь взаимоотношения с Прабхупадой через практику сознания Кришны в том настроении, которому он учил нас, мы унаследуем эти удивительнейшие отношения с чистым преданным Кришны, Шрилой Прабхупадой.

 

Миссия Шрилы Прабхупады

Прабхупадануга обладает исключительной преданностью Прабхупаде. Ему не нравится слышать, что Прабхупада – лишь один из многих гуру, проповедующих Гаудия Вайшнавизм, и что нет большой разницы между Прабхупадой и другими Гаудия-учителями. Прабхупадануга признает особое место Шрилы Прабхупады среди гуру Гаудия Вайшнавизма.

В чем же это особое место? Чтобы понять это, мы должны немного понять историю миссии Гаудия Вайшнавизма. Господь Чайтанья предсказал: «Мое имя будут петь в каждом городе и деревне». В течение многих поколений Гаудия Вайшнавы гадали, что это могло означать. Как этого можно достигнуть во всем мире? Может быть, Господь Чайтанья имел в виду только Индию?

Сразу после ухода Господа Чайтаньи явилось много блистательных ачарьев. Нароттама дас Тхакур, Шьямананда Прабху, Шринивас Ачарья и Вишванатха Чакраварти Тхакур – все они были или Его современниками, или явились вскоре после Него. Каждый из этих ачарьев проповедовал миссию Господа Чайтаньи в Гауде. Затем, после их ухода, миссия Гаудия стала искажаться. Неожиданно появилось множество пракрита-сахаджий и других ложных сект – так много, что в среднем в Бенгалии Гаудия Вайшнавизм стал отождествляться с чем-то типа тантрического культа.

Спустя несколько поколений, явился Шрила Бхактивинод Тхакур и начал восстанавливать чистоту и фундаментальность учения Господа Чайтаньи, вновь привлекая внимание людей к этому движению как к глубокой религиозной традиции. Ему помогал в его миссии его сын, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, чья борьба с философей маявады и растущими мирскими тенденциями в Индии, принесла успешные плоды.

Однако Бхактивинод Тхакур и его сын не просто хотели опровергнуть маявади и другие неавторитетные религиозные концепции. Их основные усилия были направлены на то, чтобы учить юга-дхарме, воспеванию святого имени Кришны. Именно в этой традиции явился Шрила Прабхупада, и именно с этой миссией.

В Чайтанья-чаритамрите говорится: кали-калера дхарма-кришна-нама-санкиртана / кришна-шакти вина нахе тара правартана: «Главной системой религии в век Кали является воспевание святого имени Кришны. Если человек не уполномочен Кришной, он не может распространять движение санкиртаны». (Чч, Антья 7.11) Этот стих подчеркивает особенность Шрилы Прабхупады: он был уполномочен распространить движение санкиртаны по всему миру. Именно он исполнил предсказание, которое Господь Чайтанья сделал за пятьсот лет до этого – о том, что Его имя донесется до каждого города и деревни, не только в Индии, но и во всем мире.

Чисто по-человечески, сама история того, как Шрила Прабхупада исполнил эту миссию, может пленить наши сердца. Его смелость и решимость вдохновляют следовать его примеру, любить его и желать идти ради него на подвиги. Он преодолевал огромные трудности, чтобы исполнить завет своего духовного учителя. Он приехал в Америку в преклонном возрасте, имея с собой лишь сундук с книгами и восемь долларов в кармане, и однако, он был богатейшим филантропом. Чтобы в полной мере принять его дар, нам необходимо стать его «эксклюзивными» последователями. Точно так же, как Прабхупада не является обыкновенным гуру, наше следование ему также не может быть обыкновенным или распыленным. Оно должно быть сосредоточено на его настроении, его учении и его миссии.

Шрила Прабхупада – источник нашей веры

Поскольку преданность Прабхупаде обязательно включает в себя следование его наставлениям, полезно знать, какие вещи приносят удовольствие Шриле Прабухпаде. Когда Прабхупаде задавали вопрос: «Шрила Прабхупада, как мы можем больше всего удовлетворить Вас?» – он обычно не давал список видов служения или проповеди, а просто говорил: «Если вы будете любить Кришну» («Я прочитал в твоем письме, что ты хочешь служить мне. Я всего лишь хочу, чтобы вы все, мои ученики, всегда думали о Кришне и никогда не забывали Его ни на мгновение. Таким образом вы сможете покорить Кришну. Его настолько привлекает чистая преданность, что Он отдает самого Себя Своему преданному. А если вы получите Кришну, то чего большего еще можно желать?»

Однако помимо этого, Шрила Прабхупада учил нас тому, как подняться на уровень постоянного памятования о Кришне, и это стало основой его движения ИСККОН. Для того чтобы мы могли служить в его движении, нам нужно иметь веру. Шрила Прабхупада создал эту веру в своих последователях, большинство из которых было подвержено цинизму, порожденному жизнью в век атеизма и чувственных наслаждений. Мы могли верить в Прабхупаду, потому что он был отрешенным, потому что он был святым, потому что он был столь честно и очевидно предан Богу. В его жизни не было скандалов. Он был способен создать веру в умах тех, кто считали, что Бог мертв, или, как говорили хиппи, присутствует только в ЛСД.

Он также создавал веру своими убедительными лекциями, в которых он взывал не только к авторитету шастр, но и к логике. «Давайте обратимся к разуму», – часто говорил он. Учение о том, что мы вечные души, слуги Бога, и что настоящее освобождение – это не отказаться от своей индивидуальности, а восстановить свои отношения с Кришной, – он обосновывал простыми, но убедительными аргументами. Мы обретали веру, потому что эта философия имела смысл, все, что он говорил, имело смысл. Он мог ответить на все наши сомнения, и он продолжал делать это в своих книгах. Вся жизнь Шрилы Прабхупады была потрясающим воплощением его собственной веры в гуру и Кришну. Поскольку он олицетворял собой веру, он стал достойным нашей веры в этом мире, где нас постоянно обманывали и разочаровывали.

Благодарность и долг

Когда в преданном развивается вера, он естественным образом чувствует благодарность и долг перед духовным учителем. Это чувство благодарности и долга помогает последователям Шрилы Прабхупады стать инструментами в исполнении указаний своего духовного учителя. Мы все знаем, что любой на Западе, кто слышал слова «Харе Кришна», должен был так или иначе соприкоснуться со Шрилой Прабхупадой или его последователями. Однажды, когда Прабхупада находился перелетом в Афинах, он услышал, как какой-то парень в шутку поет Харе Кришна мантру. Прабхупада был сам изумлен, видя как далеко распространилось святое имя. Просто когда мы задумываемся о том, кем мы были раньше и кем мы стали, о том, что мы научились стремиться к высшей цели жизни, и что все это стало возможным по милости Шрилы Прабхупады не только для нас, но и для тысяч людей, это может лишь увеличить нашу благодарность.

Благодарность и долг перед гуру выражаются через служение. Следование указаниям духовного учителя – это настоящая проверка любви и веры. Когда последователь серьезен в своих отношениях со Шрилой Прабхупадой, он начинает получать от него знание. Духовный учитель дает это знание просто так, «неофициально». Когда последователь начинает испытывать благодарность, это открытое признание своего долга. Однако признаем мы свой долг открыто, или нет, долг есть. Мы что-то получили от гуру, и мы обязаны ответить ему. В этом смысл гуру-дакшины.

Чего хотел Шрила Прабхупада?

Тогда чего же хотел Шрила Прабхупада? Чтобы мы любили Кришну, да, и чтобы мы следовали его наставлениям, чтобы обрести эту любовь. Это доказывается тем фактом, что как только люди становились серьезными, Шрила Прабхупада знакомил их с традиционными отношениями гуру/ученик. Он также знакомил их с четырьмя регулирующими принципами: отказом от мясоедения, незаконных половых отношений, интоксикаций и азартных игр. Он установил стандарт, что все инициированные последователи должны повторять шестнадцать кругов Харе Кришна мантры, для того чтобы очистить свои сердца и пробудить дремлющую любовь к Кришне. Мы не можем недооценить место Шрилы Прабхупады в своей жизни, как человека, давшего нам святое имя. Таков был его особый вклад. Поэтому следование программе воздержания от греховной жизни, слушания и воспевания святого имени – это то, чего Прабхупада ожидал от своих последователей. Он также хотел, чтобы мы сотрудничали друг с другом и проповедовали непреданным.

Следование указаниям духовного учителя – это не просто сентименты. Настоящая суть общения с духовным учителем – в его вани, наставлениях. Мы должны знать эти наставления, испытывать привязанность к ним и служить им, посвятив им всю свою жизнь.

«Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя, истинного духовного учителя. Пытливость и смирение – вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. Надо не просто смиренно внимать духовному учителю, но и, став его послушным слугой и задавая ему вопросы, составить ясное представление о духовной науке». (БГ 3.34, комм.)

Следование указаниям Шрилы Прабхупады – это единственный способ быть гуру. Шрила Прабхупада говорил, что быть гуру не трудно. Гуру означает следовать своему духовному учителю в парампаре и повторять то, что сказал Кришна. Мы уже обсуждали, что следование духовному учителю означает следование его указаниям с правильной расстановкой акцентов. Конкретно в ИСККОН это означает ежедневное повторение шестнадцати кругов Харе Кришна мантры, следование четырем регулирующим принципам и несение служения в ИСККОН в духе сотрудничества. Духовный учитель не измеряется ни размером его ауры, ни способностью порождать «электрический разряд» во время проповеди, ни тем, раскрывает ли он ученикам их индивидуальную сварупа-сиддхи. Квалификацией является то, что он всегда чисто служит своему духовному учителю мыслями, словами и делами.

Обычно, как и в университете, пытливые студенты становятся следующим поколением преподавателей. Через должные вопросы и служение (проверку своего понимания) учителю, студент обучается учить сам. Господь Чайтанья Сам проповедует этот простой принцип брахману Курме: «Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они даны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Таким образом стань духовным учителем и постарайся освободить каждого в этой стране». (Чч Мадхья 7.128) Господь Чайтанья продолжил: «Если ты будешь следовать этим регулирующим принципам, то мы снова встретимся здесь, или, вернее, ты никогда не потеряешь Моего общения».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур процитировал этот стих во время своей Вьяса-пуджи в Феврале 1936 года. Шрила Бхактисиддханта сказал, что выставлять себя представителем Бога может считаться высокомерием. Однако он отметил, что выслушивая восхваления от своих учеников, он действительности исполняет свой долг от имени духовного учителя.

«Поэтому мне приходится сидеть на этих собраниях в одеждах мудреца и выслушивать восхваления, полагаясь на вердикт, что приказ учителя вне каких-либо вопросов. Однако, если я таким образом начну думать, что выслушивать восхваления в свой адрес это хорошо, то подобные глупые мысли сделают мою никчемность совершенно очевидной для всего мира. Я обязан принимать эти почести для того, чтобы поток слова Бога не встречал на своем пути никаких препятствий. Наш подход к этому отличается от отношения тех людей, которые выслушивают хвалу в свой адрес, чтобы потешить свое самолюбие».

Другими словами, принятие роли гуру или старшего в ИСККОН – это одна из обязанностей, которую Шрила Прабхупада дал своим ученикам. Поэтому его ученики должны совершать это служение как долг, с целью распространять славу и миссию Господа, а не «тешить свое самолюбие». Это идет вразрез с духом Шрилы Прабхупады – подчеркивать свой собственный гений или духовный статус как нечто отдельное от нашего положения учеников своего духовного учителя. Поэтому наши наставления должны согласовываться с ним, и мы не должны стремиться обсуждать темы, которые Шрила Прабхупада сам не обсуждал. Быть гуру в ИСККОН означает строго следовать примеру своего духовного учителя и Шрилы Прабхупады и всегда оставаться их слугой. Шрила Прабхупада говорил о себе: «Моя заслуга не в том, что я великий ученый или великий преданный. И я не совершал никаких чудес. Единственное мое достоинство – в том, что у меня есть стопроцентная вера в своего духовного учителя». Шрила Прабхупада не менял наставлений своего собственного духовного учителя и не подчеркивал тех вещей, которые Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура предпочитал не подчеркивать. Шрила Прабхупада утверждал, что именно эта верность была источником его способности распространить движение сознания Кришны по всему миру.
Квалификация последователей Шрилы Прабхупады

Таков метод, которому мы все должны следовать. Поскольку книги Шрилы Прабхупады неотличны от него самого, люди до сих пор приходят в сознание Кришны через проповедь Шрилы Прабхупады. Люди до сих пор дают обеты повторять святое имя, потому что их убедили слова Шрилы Прабхупады. Люди до сих пор решают принимать обеты посвящения, основываясь на той силе, которую Шрила Прабхупада сам проявлял как духовный учитель. Несмотря на то, что они присоединяются после ухода Шрилы Прабхупады, их влечение к Шриле Прабхупаде и их желание следовать ему – это то, что дает им твердость в попытках практиковать духовную жизнь.

Что делает преданного квалифицированным выступать в роли духовного учителя – это способность самому строго следовать своему духовному учителю и Шриле Прабхупаде. И это слава Прабхупады, что он смог взять людей «с улицы», людей, которые раньше ели мясо и жили ради чувственных наслаждений, и превратить их в вайшнавов. Любой ученик, который строго следует указаниям Шрилы Прабхупады должен был отречься от большего, чем просто нарушения регулирующих принципов. Они должны были вступить в иной образ жизни, к которому они не привыкли. Они должны были, вместе со Шрилой Прабхупадой, стать подобными детям и делать вещи, о которых они никогда бы и не подумали, например, отправляться в чужие страны, чтобы утверждать там сознание Кришны. Сила их аскез и сила благословений Прабхупады в ответ на их преданность дала им эту способность. Я говорю это, глядя не только на инициированных учеников Шрилы Прабхупады. Та же способность проявляется и будет продолжать проявляться в нынешнем поколении «духовных внуков» и в грядущих поколениях. Эта квалификация посвящения своей жизни миссии духовного учителя и Шрилы Прабхупады – это более важная квалификация, чем любая иная «мистическая» квалификация.

Шрила Прабхупада в центре

Личное отождествление с духовным учителем и Шрилой Прабхупадой является источником силы для каждого из его последователей. Шрила Прабхупада столь же доступен сейчас, как и до своего ухода. Часть духа ИСККОН в следовании Прабхупаде состоит в том, что хотя люди должны принимать посвящение от одного из последователей Прабхупады и не могут получать дикшу от самого Шрилы Прабхупады, Шрила Прабхупада навечно остается основателем-ачарьей, и таким образом центром нашей ветви сампрадайи.

Наше поклонение Шриле Прабхупаде не преувеличено. Все основатели-ачарьи в различных сампрадаях получают подобное поклонение. В случае ИСККОН, хотя мы являемся ветвью Гаудия Матх через связь Прабхупады со своим духовным учителем, и таким образом мы также являемся одной из четырех основных ветвей, нисходящих от Кришны, Шрила Прабхупада основал нечто, что достаточно отличалось от основной ветви, чтобы стать самостоятельной ветвью. Его целью было приложить традиции Гаудия Вайшнавизма на Западе в рамках всемирного движении, и это повлекло за собой адаптацию к культурным различиям между традиционной Индийской Вайшнавской культурой и ее отсутствия на Западе – и много других необходимых видоизменений, необходимость которых мог понять только такой всемирный проповедник как Шрила Прабхупада. Эти особенности являются неотъемлемой частью того, что подчеркивал Шрила Прабхупада, и принятие этих акцентов и отождествление себя с ними делает человека его последователем.

Поэтому последователи Шрилы Прабхупады должны передавать веру в него, поощрять ее в других и своим примером представлять Шрилу Прабхупаду. Тогда те, кто приходят в ИСККОН после ухода Шрилы Прабхупады будут благодарны за то, что получили общение со Шрилой Прабхупадой через тех, кто являются его достойными представителями. Так основой всех взаимоотношений в ИСККОН будет то, что каждый следует Шриле Прабхупаде и все помогают друг другу – через связь со своим духовным учителем – укреплять эту связь с основателем-ачарьей и Шри Кришной».

Отрывки из эссе Шрилы Сатсварупы Даса Госвами «Как все поколения могут оставаться со Шрилой Прабхупадой»

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас