Бог, связанный любовью
Дамодара-лила, удивительная история о том, как Сам Бог подчиняется любви Своих преданных, подробно описана в Десятой песни «Шримад-Бхагаватам».
«Когда Господь Шри Кришна увидел Свою мать с палкой в руке, Он соскочил со ступы и, словно очень испугавшись, пустился наутек. Хотя йоги пытаются поймать Его как Параматму с помощью медитации и, стремясь погрузиться в сияние Господа, совершают великие аскетические подвиги, им не удается Его достичь. Но матушка Яшода, считая ту же Личность Бога, Кришну, Своим сыном, побежала за Кришной, чтобы схватить Его». («Шримад-Бхагаватам» 10.9.9)
Как-то раз, когда служанки занимались другими делами, и матушка Яшода сама сбивала из йогурта масло, пришел Кришна и попросил ее накормить Его грудным молоком. Разумеется, матушка Яшода сразу дала Кришне грудь, однако потом она увидела, что молоко на плите выкипает, и, отняв Кришну от груди, побежала снимать с огня котел. Но Кришна, которому не дали вдоволь напиться грудного молока, очень рассердился. Он взял камень, разбил горшок, в котором сбивали масло, и ушел в кладовку, чтобы полакомиться свежим маслом. Когда матушка Яшода, сняв молоко, вернулась и увидела разбитый горшок, она сразу поняла, что это проделки Кришны, и пошла Его искать. Войдя в комнату, она увидела, что Кришна стоит на улукхале, большой ступе для специй. Перевернув эту ступу вверх дном, Он воровал с нее масло, подвешенное на веревках, и раздавал его обезьянам. Как только Кришна увидел, что пришла Его мать, Он пустился наутек, а матушка Яшода побежала за Ним. Пробежав немного, Яшода поймала Кришну, который плакал, понимая, что напроказил. Матушка Яшода, конечно же, пообещала Кришне Его наказать, если Он опять такое вытворит, и решила связать Его веревкой. Но, когда она попыталась сделать узел, веревка, которой она хотела связать Кришну, оказалась короче на ширину двух пальцев. Яшода удлинила веревку, привязав к ней еще одну, однако веревка опять оказалась на два пальца короче. Она снова и снова пыталась связать Кришну, и каждый раз веревка оказывалась на два пальца короче. Это занятие очень утомило Яшоду, и Кришна, видя, как устала Его любящая мама, позволил Себя связать.
Как и все остальные деяния Господа, эта Его игра имеет глубокий философский смысл. Коротко об этом говорится в известной молитве «Дамодараштака» из «Падма-пураны»:
«Его детские игры, подобные этой, являются для обитателей Гокулы источником невыразимого экстаза. Этими играми Он показывает Своим преданным, поглощенным размышлениями о Его величии и несказанном великолепии, что покорить Его могут только те, чья чистая любовь отличается интимностью чувств и лишена всякого благоговения и почтительности. С огромной любовью я сотни раз склоняюсь перед Господом Дамодарой»
Таков Бог. В Нем чудесным образом уживаются все противоречия. В Упанишадах говорится, что Верховная Личность Бога может перемещаться быстрее ума, но в данном случае мы видим, что, хотя Кришна пытался убежать от Своей матери, у Него это не получилось, и в конце концов Яшода поймала Его. Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам: Кришне служат сотни тысяч богинь процветания, и, тем не менее, Он ворует масло. Ямараджа, повелитель смерти, трепещет перед волей Кришны, но Кришна боится палки Своей матери. Господь управляет бесчисленными вселенными со всеми живущими в них полубогами, и все же Он позволяет Своему преданному управлять Им. Бог не обязан повиноваться никому, но Он подчиняется любви Своих преданных.
В этом мире все стремятся стать Богом – стать самым умным, самым сильным, самым богатым, самым красивым… а если не получается – то хотя бы самым отреченным. Некоторые понимают, что стать Верховным Повелителем всего невозможно – это место уже занято. Верховный Господь в полной мере обладает всеми достояниями, и никто не может превзойти Его или хотя бы стать равным Ему. Он трансцендентен к этому миру страданий, и может спасти отсюда тех, кто предается Ему. Это основа любой религии. Но если, начав служить Богу, мы сохраняем желание наслаждаться материальным миром, то очень скоро приходим к довольно парадоксальному выводу – поняв, что сами не можем стать Богом, мы пытаемся занять Его в служении себе. Мы просим дать нам наслаждений, избавить от страданий, изменить карму. Как сказал один писатель: «Просить отмены законов Вселенной в пользу одного признающегося в своей ничтожности просителя». Но Господь никогда не подчинится такой «любви». Для желающих наслаждаться в материальном мире с помощью религии, Он всегда остается грозным и могущественным Богом-Законодателем; для тех, кто хочет поклоняться Ему в богатстве и роскоши, Он проявляется как Нараяна, Господь Вайкунтхи; и только Своим чистым преданным, чья любовь абсолютно бескорыстна, Он является как Дамодара – Кришна в образе прекрасного ребенка, связанного веревкой любви мамы Яшоды.
Шрила Прабхупада пишет: «Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, цитируя «Вайшнава-тошани» Шрилы Санатаны Госвами, говорит, что Кришна разбил горшок с йогуртом и был связан матушкой Яшодой в день Дипавали, или Дипа-малики. Даже в современной Индии, особенно в Бомбее, во время месяца картика люди с очень большим размахом, торжественно отмечают этот праздник, устраивая фейерверки и зажигая лампадки».
Вайшнавы посвящают медитации на Дамодара-лилу весь месяц Картика. Каждый вечер в храмах поют «Дамодараштаку» и предлагают фитильки и лампадки изображению Господа Дамодары. В «Нектаре Преданности» говорится: «Одна из самых важных церемоний называется Урджа-вратой. Урджа-врату проводят в месяц Карттика (октябрь-ноябрь). В это время во всех храмах, особенно в храмах Вриндавана, совершают особые обряды поклонения Господу в образе Дамодары. Дамодара - это Кришна, которого Его мать Йашода связала веревкой. Говорится, что поскольку Господь Дамодара очень дорог Своим преданным, месяц Дамодара (Карттика) также очень дорог им. Преданное служение в течение Урджа-враты в месяце Карттика особенно рекомендуется совершать в Матхуре, и многие преданные по сей день соблюдают этот обычай. Они отправляются в Матхуру или Вриндаван и остаются там на весь месяц Карттика, специально чтобы заниматься преданным служением».
Этой традиции следуют вайшнавы со всего мира – те, у кого есть возможность, едут во Вриндаван, чтобы полностью сосредоточиться на преданном служении. Однако Рупа Госвами говорит, что слушать и вспоминать о Матхуре равнозначно тому, чтобы поехать туда. Поэтому вайшнавы традиционно посвящают месяц Картика медитации на Господа и Его игры во Вриндаване. Многие также дают дополнительные обеты – больше повторять святое имя (каждый день или определенное число кругов в течение месяца), рано вставать, петь каждый день бхаджан «Дамодараштака» или киртан, чаще бывать в храме. Таким образом, месяц Дамодара – замечательная возможность углубить свою духовную жизнь.
Почитать интересные подробности Дамодара-лилы можно в 9 главе Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» - Шрила Прабхупада подробно разъясняет уроки этой игры Господа, ссылаясь на комментарии ачарьев. Те, кто еще не приобрел этот том «Бхагаватам», может прочитать краткий пересказ этой главы в книге «Кришна».