Праздник света и тепла
Материальный мир (особенно в Кали-югу) – это мир темноты и холода. И прежде всего, это темнота и холод в сердцах людей. И когда мы становимся преданными, нам зачастую трудно избавиться от этого внутреннего холода.
Мы не можем по-настоящему полюбить ни Кришну, ни духовного учителя, ни вайшнавов – просто потому, что забыли, что же такое любовь...
Неземные богатства и роскошь, тайно или явно сопровождающие все игры Господа, проявленные в материальном мире, - это проявление Лакшмидеви.
В «Шримад-Бхагаватам» (9.11) рассказывается:
«Куда бы ни пришел Господь Рамачандра, везде для Его приема возводили арки из банановых деревьев, стеблей бетелевых пальм и множества фруктов и цветов. Ворота украшали флагами из ярких тканей, гобеленами, зеркалами и гирляндами…
Потом Господь Рамачандра вступал во дворец Своих предков. Дворец был полон сокровищ и дорогих одежд. Сидения по обе стороны от входной двери были сделаны из кораллов, внутренние дворы окружены колоннадами из камня вайдурья-мани, пол выложен полированным камнем мараката, а фундамент сделан из мрамора. Весь дворец был украшен флагами, гирляндами и драгоценными камнями, излучавшими неземное сияние. Повсюду красовались нити жемчуга, а вокруг дворца горели светильники и курились благовония. Все мужчины и женщины во дворце походили на полубогов, а украшавшие их драгоценности казались прекраснее, оттого что находились на их телах».(9.11.28 и 34)
В Кали-югу вместо нитей жемчуга дома украшают электрическими гирляндами, а вместо камня мараката на полу лежит паркет, а то и линолеум. Драгоценных камней нет и в помине, и даже вместо светильников на гхи зажигают восковые свечки. И все-таки во время празднования Дивали люди пытаются в меру своих возможностей воссоздать атмосферу духовного мира Вайкунтхи, чтобы привлечь внимание Лакшми – богини процветания. Для этого чистят и моют дома, надевают новые одежды, рисуют ранголи, зажигают огни… Но только вайшнавы знают главный секрет привлечения богини удачи: Лакшми приходит только туда, где поклоняются Ее супругу, Господу Нараяне (Кришне).
Атмосфера Вайкунтхи создается не только светом и роскошью, ее главный признак – любовь и служение Господу и Его преданным. Поэтому Дивали - фестиваль не только огней, но и подарков. В эти дни принято тратить много денег - однако тратиться на себя считается дурным тоном - поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых.
Для каждого из пяти дней Дивали есть особые традиции. Например, в Дхантерас благоприятно покупать новые золотые и серебряные украшения и монеты; в день Нарака-чатурдаши обычно готовят или покупают сладости, чтобы на следующий день (в Дивали) угощать ими друзей, соседей и знакомых. Традиционно в Дивали дарят монетки с изображением Лакшми и Ганеши, лампады, свечи и другие предметы для поклонения. А на Говардхана-пуджу проводится церемония Аннакута – Кришне предлагают огромное количество еды, которая затем раздается всем желающим.
Вайшнавы стараются не упустить ни одной возможности послужить Кришне и Его преданным. Праздники любовного взаимообмена, подобные Дивали, укрепляют отношения между преданными, а также развивают привязанность к Кришне – ведь любовь может развиться только через служение!
Материальный мир (особенно в Кали-югу) – это мир темноты и холода. И прежде всего, это темнота и холод в сердцах людей. И когда мы становимся преданными, нам зачастую трудно избавиться от этого внутреннего холода. Мы не можем по-настоящему полюбить ни Кришну, ни духовного учителя, ни вайшнавов – просто потому, что забыли, что же такое любовь. Шрила Прабхупада, который специально отправился на Запад, чтобы избавить нас от философии пустоты (нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине), говорит, что любовь (према) – это желание служить, в противоположность вожделению (кама) – стремлению наслаждаться самому. Даже в современной материалистической культуре Индии сохранилось понимание: дарить подарки – зарабатывать хорошую карму, привлекать удачу в дом. А дарить подарки Божествам и вайшнавам означает сделать еще один большой шаг в сторону духовного мира, мира любви.
По своему опыту могу сказать, что, выбирая подарок для Божеств, становишься гораздо ближе к Ним. Это развивает у нас личное отношение к Их Светлостям: а что Им понравится? Чего бы Они хотели получить? Конечно, Лакшмидеви, богиня процветания, непосредственно служит Шри Шри Даял Нитай – Шачи-суте, однако, будучи очень милостивой, Она делает это через преданных (иногда не только преданных), чтобы все могли получить благо от служения Ее Господину.
Подарки Божествам, будь то украшения, драгоценности, ткани или бытовая техника, будут напоминать Им о нашем служении еще долгое время после праздника. Но еще большее удовольствие Им доставит служение вайшнавам – если мы приготовим, предложим Им (непосредственно в храме, или Их фотографии, или Их экспансиям - домашним Божествам) сладости, а затем раздадим их вайшнавам. Это можно сделать в любой из пяти дней Дивали. Еще одна хорошая возможность – сделать сладости для украшения Говардхана, который традиционно строится с помощью преданных общины.
Сладости в Дивали можно делать любые – соответственно своим кулинарным и финансовым возможностям. Обычно они содержат много молока, масла и сахара – ведь скупиться не принято! Некоторые традиционные рецепты можно посмотреть здесь
Первый день Дивали называется Дханвантари Трайодаши. Второй - Нарак Чатурдаши (в этот день празднуют победу Господа Кришны над Наракасурой). Третий день - собственно Дивали. В этот день поклоняются Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью. В четвертый день проводится поклонение холму Говардхан и царю Бали Махарадже, а в пятый день - Бхратри Дудж - братья чествуют сестёр.
Дивали также называют индийским Новым Годом. Особенно тщательно готовятся к нему бизнесмены. В Нарака-чатурдаши (второй из 5 дней) они проводят обряд Чопда-пуджи, завершая к этому дню все сделки, и представляя результаты Лакшми и Ганеше. Этот день считается началом нового финансового года.