Дипавали: традиция и современность
После победы в жестокой десятидневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы...
А также о традициях празднования Дипавали: ...Хотя с тех пор в праздновании Дивали появилось множество других традиций, основа остается неизменной – люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи – орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.
Господь Рама возвращается в Айодхью
После победы в жестокой десятидневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.
В это время в Айодхье Бхарата, любящий брат Господа Рамы, с нетерпением ждал Его возвращения. Каждый день, все эти 14 лет, Бхарата страдал, думая о том, что Рама, Лакшман и Сита были вынуждены уйти в лес из-за глупой прихоти его матери, Кайкейи. Он правил Айодхьей от имени Рамы, но сам жил как монах-санньяси. А на троне стояли деревянные сандалии Господа, которые Он оставил брату, уходя в изгнание.
Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто вымыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и ароматических масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и везде горели свечи и лампады.
На улицах было не протолкнуться – все жители вышли встречать Своего Господа, которого не видели долгих 14 лет…
Бхарата и Рамачандра обнялись, омывая друг друга слезами радости. Затем Рама выразил почтение Кайкейи, матери Бхараты, а потом Своей матери – Каушалье, а также Сумитре, третьей жене Своего отца Дашаратхи.
Через несколько дней Рама был торжественно коронован на царство. Он правил Айодхьей настолько совершенно, что все ее жители, включая животных и деревья, были неизменно счастливы….
Собственно Дивали
Хотя с тех пор в праздновании Дивали появилось множество других традиций, основа остается неизменной – люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи – орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.
Дивали – это праздник огней. Говорится, что в огне светильника - свет солнца, луны, молнии и звезд. Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному. Суеверные люди, не имеющие особого представления о философии Вед, считают, что огни в Дивали зажигают, чтобы привлечь внимание «пролетающих мимо» Лакшми и Ганеши. Поэтому лампады стараются поставить повыше – чтобы виднее было.
Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются «дийя». Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой – масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои «дийи» из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла – из соображений безопасности.
Большинство «дий» изготавливают, как и тысячи лет назад – из глины, гхи и хлопка. Некоторые раскрашивают их разноцветными красками. Однако сейчас их стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную «дийю», украшенную драгоценными камнями…
Дивали празднуют не только индусы. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру – Гуру-говинда Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей Махавиры.
Шрила Шиварама Свами в книге «Вену-гита», составленной на основе произведений предыдущих ачарьев нашей сампрадаи, рассказывает как однажды отпраздновали Дивали жители Вриндавана:
«Однажды Гаруда, носитель Господа Вишну, летел через Гангу, неся в когтях большую змею. Когда хвост змеи коснулся священных вод Ганги, змея обрела четырехрукую форму обитателей Вайкунтхи, и Гаруда, видя такое превращение, почтительно поместил это славное существо себе на спину и перенес в духовный мир.
Когда Нанда Махараджа и все остальные услышали этот удивительный рассказ из уст ученых брахманов, все они захотели омыться в священной Ганге и приготовились к немедленному отъезду. Шри Кришна увидел приготовления к долгому путешествию и спросил о причине поездки. Услышав, что Его семья хочет уйти из Вриндавана в паломничество, Он очень огорчился и стал настаивать на том, что в этом нет необходимости. Шри Кришна сказал что Ганга-деви, как и все другие святые места, вечно пребывает во Вриндаване.
Все считали Кришну маленьким ребенком, поэтому никто не отнесся к Его словам всерьез, продолжая готовиться к отъезду. Тогда Говинда сладкими словами и приятным обхождением привел всех враджаваси к Манаси-Ганге, где, ко всеобщему удивлению, появилась верхом на крокодиле сама Ганга-деви, одаривая улыбкой всех присутствующих.
Шри Кришна сказал: «Посмотрите, отвечая на ваше великое желание видеть ее, Богиня Ганга-деви лично пришла во Враджу, чтобы благословить ее обитателей». Затем, Хари повернулся к отцу, сложил ладони и, глядя в его изумленное лицо, воскликнул: «Отец, больше нет нужды ехать в далекие края, потому что Ганга-деви уже живет во Врадже».
Потеряв дар речи, Нанда Махараджа и его подданные предложили Ганге поклоны, и в эту безлунную ночь месяца Картика, называемую Дипавали, враджа-васи поклонялись Ганга-деви, предлагая множество лампад с гхи. Они пускали их плыть на спокойные воды озера, и эти лампады освещали безмятежную и загадочную красоту Манаси-Ганги…»
А в большинстве штатов современной Индии в этот день проводят Лакшми-пуджу – поклонение Матери Лакшми. Многие индусы поклоняются ей вместе с Ганешей, божеством удачи, рассчитывая таким образом получить материальное процветание. Вайшнавы тоже не упускают возможность выразить почтение Лакшмидеви, однако причина этого совсем иная…