Зачем вайшнавы поклоняются Лакшми?
Каждый раз, когда Властелин мира и богов, - Верховный Господь Джанардана нисходит в этот мир, Шри сопровождает Его как верная помощница. Где бы ни явился Господь Вишну, Лакшми всегда неизменно следует за Ним.
«Каждый раз, когда Властелин мира и богов, - Верховный Господь Джанардана нисходит в этот мир, Шри сопровождает Его как верная помощница. Когда Господь Хари пришел в этот мир как сын матери богов Адити, Лакшми стала Его женой в облике Падмы. Когда Господь стал потомком мудреца Бхригу Парашурамой, Лакшми стала Его супругой Дхарани. Когда Господь стал Рамой, Лакшми последовала за Ним и стала Ситой. Когда Господь стал Кришной, Лакшми стала Его женой Рукмини. Таким образом, где бы ни явился Господь Вишну, Лакшми всегда неизменно следует за Ним.
Если Господь является среди богов на небесах, Лакшми становится богиней. Если Господь нисходит на Землю в облике человека, Лакшми принимает облик земной девушки. В какой бы форме Господь ни воплощался, Лакшми немедленно принимает соответствующий женский облик, чтобы стать Его супругой». (Шри-маха-Лакшми-стотра)
Лакшмидеви – олицетворение внутренней энергии Верховного Господа, Его вечная супруга. Она всегда сопровождает Его и служит Ему.
Бог приходит в материальный мир, чтобы привлечь Своими играми обусловленные души. Он устраивает Свои игры так, чтобы они были интересны всем – дремучим материалистам, умствующим философам, йогам-мистикам… На самом деле, единственное, к чему стремится душа, это счастье. Но, в зависимости от своей обусловленности, люди ищут его в разных местах. Материалисты считают, что стать счастливым можно, окружив себя богатством и роскошью; философы уверены, что только знание может помочь избавиться от страданий материального мира; мистики считают, что главный источник счастья и умиротворения – власть над окружающим миром. Служа Господу в Его играх в материальном мире, Его внутренняя энергия, Лакшмидеви, проявляет шесть достояний – богатство, красоту, знание, силу, славу и отрешенность. Таким образом описания деяний Бога становятся привлекательными для всех. Разница лишь в том, что вайшнавы смиренно склоняются перед великолепием Господа, тогда как непреданные стремятся занять Его место. То есть, занять Лакшми служением себе. Кто не мечтает стать самым красивым, самым умным, самым прославленным? Но Лакшмидеви необычайно целомудренна, она никогда не приходит отдельно от своего супруга, Нараяны. Поэтому те, кто желает заполучить ее, наоборот, навлекают на себя несчастье.
Равана не мог коснуться Ситы, богини процветания, он украл Чхая-Ситу, которая принесла ему одни беды. И так происходит всегда. Материалисты стремятся к богатству, но в наше время обладание большой суммой денег не является гарантией счастья. Чаще всего опыт показывает обратное – чем больше у человека денег, тем больше у него тревог и беспокойств. То же касается знаний, славы и всего остального. Таким образом, богатство может быть проявлением не Лакшми, дарующей счастье и гармонию, а напротив – Алакшми, навлекающей ссоры и несчастье. Если в доме или в душе у человека нет Бога, Нараяны, Лакшми не желает там оставаться. Она уходит, а ее место сразу занимает Алакшми, которая начинает сеять раздоры и нищету, по крайней мере, духовную.
Из всего вышесказанного следует, что нет смысла проводить поклонение Лакшми отдельно от Нараяны. Кроме того, преданные по определению не стремятся к богатству и процветанию. Услышав это, многие решают, что не нужно поклоняться Лакшмидеви вообще. Но это не так. Мы не поклоняемся Лакшми ради обретения материального богатства, но служим ей как великой преданной Господа, Его внутренней энергии, которая может помочь нам обрести преданность Ему. Шрипада Мадхвачарья пишет:
«Мудрецы древности, явившие миру Веды, свободны от каких-либо пороков. Они
одержали победу над шестью внутренними врагами человека: вожделением, гневом, жадностью, тщеславием, иллюзией и ненавистью. По милости лишь легкого взгляда Шри Лакшми, эти мудрецы всегда были способны с ясным сознанием медитировать на Господа Вишну. В результате те, кто следует по священному пути, указанному святыми мудрецами, также не знают горя. Я склоняюсь перед непревзойденным Верховным Господом Аджитой. Благодаря лишь его вскользь брошенному взгляду, Шри Лакшми обрела столь великое могущество!» (Шри-стотра, 4)
«Царь небесных змеев Шеша по милости лишь легкого взгляда Шри Лакшми обрел почетное право служить великолепным сиденьем для Верховного Господа. Шива и другие полубоги возносят хвалу его стопам, ибо столь редкое служение Господу очень трудно обрести. Я склоняюсь перед непревзойденным Верховным Господом Аджитой. Благодаря лишь его вскользь брошенному взгляду, Шри Лакшми обрела столь великое могущество!» (Шри-стотра, 7)
Вадираджа-Тиртха, один из ачарьев Мадхва-сампрадаи, обращается к Лакшмидеви с такой молитвой:
«О Лакшми, тебе известны помыслы и желания каждого! Хотя ты – Мать будоражащего умы людей бога любви (Манматхи), славу тебе воздают величайшие йоги и святые. Пожалуйста, искорени скверну из моего зрения, чтобы я стал способен увидеть, как Господь Шри Кришна проявляется в храме в форме Божества!» (Лакшми-арья-вриттам, 3)
Другое часто встречающееся возражение преданных против поклонения Лакшми состоит в том, что Гаудия-вайшнавам не рекомендуется поклоняться Лакшми-Нараяне, ведь наша цель не Вайкунтха, а Голока Вриндавана. Однако Господь Чайтанья в беседе с Венкатой Бхаттой о положении Лакшмидеви и Кришны во Вриндаване приводит следующую цитату из «Нарада-панчаратры»:
«В разных оправах камень вайдурья меняет цвет и потому выглядит по-разному. Аналогичным образом, в соответствии с экстатической медитацией преданного, Господь, которого называют Ачьютой (Непогрешимым), принимает разные облики, хотя в сущности Он один».
Таким образом, Лакшмидеви неотлична от Шримати Радхарани, также как Нараяна неотличен от Кришны. Радха-Кришна – это высшее, изначальное проявление Бога и Его энергии. Они принимают только поклонение на уровне спонтанной любви, и тот, у кого этой любви нет, не может поклоняться Им. Голока Вриндавана настолько чиста, что малейшая привязанность к роскоши (даже если это роскошь Вайкунтхи, не говоря уже о материальном мире) закрывает доступ туда. Джананиваса Прабху, ученик Шрилы Прабхупады и старший пуджари храма в Маяпуре, объясняет, что наше поклонение Божествам Радхи-Кришны, совершаемое не на уровне раги, принимают Лакшми-Нараяна. Поэтому мы поклоняемся Им со всей возможной для нас роскошью. Однако, если Божественная Чета будет довольна нашим служением, совершаемым с желанием обрести чистую любовь к Ним, со временем Они откроют нам Свою внутреннюю природу – Кришны и Шримати Радхарани. Поэтому Гаудия-вайшнавы, даже склоняясь перед Божествами Лакшми и Нараяны, видят в Них Шри Шри Радху-Шьямасундару.