О самскарах
Брахма-Гаудия-Вайшнава-сампрадая несет божественное, трансцендентное послание Бхагавата-дхармы, подлинной культуры первозданной Традиции. Очевидно, что эта первозданная Традиция покоится на изначальных,
универсальных и священных основах Вайшнава-веданты, чье духовное, религиозное, философское, научное и социально-культурное наследие безгранично богато. Любой, кого заинтересовало это наследие не может оставаться безразличным вайшнавским обрядам, по-другому называемым обрядами в сознании Кришны, заключающимся в самскарах.
Слово "самскара" (от санскритского сам-с-кара*2), означает "выполненный в совершенстве". Самскара - это обладающая величайшим благом, очищающая и освящающая церемония. В основе ее лежит последовательность действий, совершающихся на внешнем уровне, гармонирующих с метафизическими законами, которые проявлены в незримой реальности, недоступной восприятию наших грубых чувств. Самскары уничтожают дурную карму и увеличивают благоприятное влияние материальной природы.
Но что конкретно мы подразумеваем под самскарами? Как они проводятся? Каково их назначение в Вайшнавизме для наших современников, для мужчин и женщин нашего века?
Эта книга доступно разъясняет нам эти вопросы и многие другие. Долгожданная общиной вайшнавов, эта книга открывает кладезь ясной и простой для понимания информации, которая несомненно привлечет внимание читателей.
Безусловно, данная книга будет воспринята без враждебности в отношении к проведению самскар, очистительных ритуалов, в современной вайшнавской общине, даже вопреки некоторым возражениям, которые могут возникнуть в следствии прошлой предвзятости или недостатку комплексного подхода к шастрам. Приведем здесь возможные возражения двух видов:
*Поскольку мужчины и женщины в Кали-югу рождаются шудрами, то самскары (такими, как они представлены в традиции Вайшнавизма), уже более не пригодны для них. Нужно просто следовать методу Панчаратрики и вместе с тем повторять маха-мантру, более всего подходящую для этого железного века.
* В Кали-югу брахманы не обладают должной квалификацией. Они уже не имеют необходимых мистических сил, которые позволяли им в прежние времена в совершенстве, успешно проводить разные самскары. Свледствии этого, результаты таких обрядов более не заслуживают доверия. Так чего ради вообще беспокоиться об этом, если гораздо практичнее и уместнее совершать Хари-нама-санкиртана-яджну?
Ответы на эти возражения, предлагаемые вашему вниманию в данной книги, вратце можно свести к следующему:
#То, что является частью первозданной традиции, берущей начало от Самого Кришны, должно сохраняться вечно ради духовного и материального блага человечества. Следовательно, совершение разнообразных самскар не должно игнорироваться или прекращаться. Необходимость введения метода Панчаратрики, существующая Кали-югу, вовсе не означает предание забвению исполнение других самскар, которые могут предоставить много преимуществ и предать б,ольшую весомость Традиции. А именно:
# Способствовать восстановлению варнашрама-дхармы, которая ялвяется необходимым условием для выживания всей вайшнавской общины для ныне живущих и будующих поколений. Отсутствие социальной структуры, основанной на божественных заповедях изначальной Традиции, может привести лишь к хаосу и анархии, в короткий или, более или менее, долгий срок.
# Установить общественные и культурные ценности Вайшнавской веданты, включенные в Бхагавата-дхарму, так, чтобы могло б,ольшее число людей и стран принять их.
# Поддержать и дополнить обрядовую сторону метода Панчаратрики, тем самым усилив ее духовное воздействие. Таким образом самскары могут компенсировать, в некоторой степени, то упущение, что маха-мантра повторяется не совсем чисто. Одним словом, тому, кто занимается бхакти-йогой, требуется какое-то время, перед тем, как он сможет повторять Святое Имя Господа, не нанося Ему оскорблений, когда оно раскрывает полностью свое могущество и свое воздействие. Самскары могут действовать как своего рода стимулятор ускорения в духовном развитии от ваидхи-бхакти к пара-бхатки*3.
# Распространение практики самскар дает нам надежду, что со временем, по мере очищения большего числа людей, на свет будут появляться дети, превосходящие шудр по качествам, даже несмотря на Кали-югу. Так что самскары будут применяться непосредственно в соотвествии с их статусом (статусом представителей грядущих поколений на период последующих десяти тысяч лет* этой эпохи). Новые брахманы будут кроме того более компетентны и квалифицированы. Тем не менее, они будут заботиться о том, чтобы повторение маха-мантры систематически распространялось среди прихожан на всех обрядовых церемониях. Это демонстрирует нам двойное преимущество совершения самскар, совмещенного с повторением маха-мантры. Первое помогает в каком-то смысле улучшить последнее, тогда как последнее гарантирует эффеткивность первого.
Возражения, представленные здесь, хотя на первый взгляд и уместны, теперь в некоторой степени утрачивают свои основания. И благо от совершения самскар становится неоспоримым, при условии, что правила их проведения применяются в сочетании с Хари-нама-санкиртаной.
Таким образом, данное руководство вполне достойно интереса читателей. И потому мы приглашем любого, кому не терпится сделать свою жизнь или жизнь своих близких совершенной, извлечь из этой книги полезные знания, подобные драгоценным камням, отражающим сияние шуддха-саттвы.
Ом тат сат
Шрила Гопала Бхатта Госвами в своей Шат-крия-сара-дипике приводит перечень самскар, начинающийся с обряда бракосочетания, без которого, по сути дела, не может быть и всех последующих. Поскольку с этого торжественного принятия обетов зарождается семья, можно сказать, что это первый очистительный обряд.
Некоторые считают, что человек становится индивидуальностью только в момент рождения. В таком случае, пока он находится в утробе своей матери, его, практически говоря, не существует, так как, у него нет никакого статуса: ни социального, ни какого-бы то ни было еще. Другие полагают, что жизнь человека начинается с того, как сформировывается эмбрион, третьии думают, что жизнь ребенка начинается с зачатия. Но Вайшнавы, как и остальные последователи идей Веданты, считают, что индивидуальность существует еще за долго до зачатия. И потому нам необходимо правильно подготовиться к принятию и очищению жизни существа, которое должно будет родится у нас.
Вот перечень основных вайшнавских самскар:
* виваха (бракосочетание)
* гарбхадхана (ритуал зачатия)
* пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола)
* симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям)
* сошьянти (обряд для облегчения родов)
* джата-карма (рождение)
* нишкрамана (первое появление ребенка перед окружающим миром)
* нама-карана (наречение именем)
* паушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка)
* мундана (обрезание первых волос)
* анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков).
* карна-ведха (прокалывание ушей)
* чуда-карана (первое подстрижение волос)
* видьярамбха (начало учебы)
* упанаяна (инициация)
* антьешти-крия (погребальные ритуалы).
Мы можем осознавать присутствие Кришны, живя здесь, на Земле. Но большинству людей, вставших на путь бхакти, но живущих в обществе, где дхарма, артха, кама и мокша являются текущими темами, для духовного благоденствия требуется прочная духовная основа и вайшнавская культура. Им необходимо понять, для чего нужен тот или иной обряд, и какую помощь он окажет им в их духовном развитии. Иначе говоря, пока человек не стал чистым преданным, ему следует проявлять как осторожность, так и терпение. "До тех пор, пока человек не отказался от кармичекой деятельности и пока в нем, благодаря слушанию и повторению, не пробудился вкус к преданному служению Вишну, ему надлежит следовать принципам, предписанным Ведами". (Шримад-Бхагаватам 11.20.9.)
Шрила Бхактивинода Тхакур, в своей книге "Шри Бхактьялока" объясняет то, как живое существо, находящееся в этой вселенной, может подняться с самого низшего положения до самого возвышеного. Между двумя этими уровнями существует множество ступеней, соответствующих разным стадиям развития, и нельзя не считаться с особыми правилами и предписаниями, существующими для каждой из них. Если достигнув какой-то высокой ступени человек хочет остаться на ней, он должен следовать всем правилам и ограничениям, соответствующей этому уровню. И это предоставляет ему возможность для дальнейшего развития. В противном случае, он опять скатится до низжей ступени. Добросовестно следуя правилам, подобающим его положению и, утвердившись в оном, человек может выполнять то, что называется "предписанными обязанностями". В этом заключается сама основа благочестия.
Самскары позволяют человеку жить полноценной жизнью, не только социально-культурной, но и духовной. Те, кого привлекает семейная жизнь, дружба, развлечения и общественно-профессиональная деятельность, смогут достичь успеха, изучая послания Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, воспевая Харе Кришна маха-мантру, прославляя Бога и участвуя в религиозных праздниках либо у себя дома, либо в храме. Все это в сочетании с самскарами поможет человеку удовлетворить свое естественное влечение к обрядам и празднествам, и одновременно с этим прогрессировать духовно.
В прежние времена на различные религиозные обряды и церемонии, приглашали деватов, риши и великих брахманов, произнося для этого надлежащие мантры. И присутствие этих личностей привносило в атмосферу благоприятное влияние. Некоторые брахманы обладали таким могуществом и такой преданностью, что могли призвать на арену жевтвоприношения Самого Господа Вишну 18*. Но шастры свидетельствуют о том, что в наши дни, в нашу эпоху, деваты более уже не посещают Землю. Тем не менее, санкиртана-яджна Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, самого милостивого Господа, - это источник всех благословений. Во время обрядов, иполняемых в сознании Кришны, как это заведено со времен Господа Чайтаньи, вайшнавы, совершая санкиртану, приглашают Самого Господа и Его спутников.
Перед тем, как исполнять какую-либо церемонию, преданные собираются и под звуки барабанов, цимбал и гармоники прославляют духовных учителей гуру-парампары, а затем Шри Нитьянанду и Шри Чаитанью, чтобы призвать на церемонию Их Самих, Их милость и благословения. После этого приглашают Радху и Кришну, вознося молитвы во славу Им. В Бенгалии и в Маяпуре все церемонии обычно проводятся именно так. Это наполняет атмосферу трансцендентной энергии, благодаря тому, что на церемонии присутствуют Божества, призванные туда из сердец всех собравшихся. Святые Имена Господа (нама) неотличны от Него Самого (нами). Такие празднества дают каждому шанс принять участие в жертвоприношении, рекомендованном для этого века Кали, в Хари-нама-санкиртана-яджне.
Отличительно чертой повторения Святых Имен является то, что они придают совершенство любой церемонии, подтверждение чему приводится в Шримад-Бхагаватам (8.23.16):
мантратас тантраташ чхидрам
деща-калартха-вастутах
сарвам кароти нищчхидрам
анусанкиртанам тава
"Даже если человек совершает ошибки в произнесении ведических мантр или в следовании регулирующим принципам, или в выборе надлежащего времени, места, личности или атрибутов, если при этом воспевается Святое Имя Твоей Светлости, то все становится безукоризненным и совершенным".
Когда Святое Имя произносится без оскорблений, все наши привязанности и последствия греховных поступков мгновенно исчезают (анартха-нивритти). Преданный должен сделать все возможное, что поможет научиться повторять Святое Имя без осокрблений. В этом смысле очищающее воздействие самскар представляется хорошим средством для этого. Хари нама позволяет человеку заново открыть в себе свою внутреннюю природу вечного слуги Кришны и помогает достичь чистой любви к Богу, Кришне (ништха, рати, асакти, бхава, према).
"Исполнение религиозных обрядов предназначено для того, чтобы очистить ум живого существа, находящегося в материальном мире, и особой чертой этого века Кали является то, что человек может с легкостью очитстить ум от освернения повторяя Святые Имена Бога: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе" (Комментарий Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите, Ади 6.15). Такие духовные таинства устанавливают дайви-варнашрама-дхарму (вайшнава-дхарму, кришна-дхарму), от которой Шрила Прабхупада ожидал именно такого очищающего эффекта. И тогда грихастхашрама станет источником воодушевления и трансцендентного счастья.
В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами объясняет, что брак или зачатие ребенка не может считаться чистым преданным служением. Хотя самскары и не являеются чистым преданным служением, они играют существенную роль в любом обществею
И поэтому следует исполнять их и жить как можно более чистой жизнью. К чистому преданному служению относяться только девять ниже перечисленных занятий: шравана (слушание о Боге), киртана (прославление Бога), смарана (памятование о Боге), пада-севана (служение Богу), арчана (поклонение Богу в храме к Его форме Божества), вандана (вознесение молитв Богу), дасья (близкое служение Богу), сакхья (наслаждение общением с Господом в дружеских отношениях), атма-ниведана (полное вручение себя и всего, что у нас есть, Господу, - поскольку только эти девять видов деятельности могут даровать человеку чистую любовь к Богу. (Ш.Б. 7.5.23)
(из книги Према Расы пр. "Самскары")