Гаура-ганнодеша-дипика
Cветильник, в лучах которого можно разглядеть спутников Господа Чайтаньи
Кави Карнапура
Перевод Двиджати-пуджаки даса
1 Некогда во Вриндаване темнокожий Господь Кришна, обладающий вечной, исполненной блаженства и знания формой, танцевал с гопи, чьи тела цветом подобны золоту. Крепко обнимая их, Он и сам стал золотым. Теперь, в этом золотом теле, Он явился в Навадвипе.
2 Я в почтении склоняюсь перед Господом Адвайтой и другими близкими спутниками Господа, исполненными сострадания к падшим душам. Я кланяюсь Сварупе Дамодаре Госвами и прочим представителям ближайшего окружения Господа. Все они, как и сам Господь, в полной мере наделены всеми благими трансцендентальными качествами. Они, как и Сам Господь, исполнены милосердия. Все эти великие преданные словно чаши, до краев полные сладчайшего нектара Сознания Кришны. Они способны снять с этого мира тяжкое бремя греха.
3 Я в почтении склоняюсь перед Шринатхой Чакраварти, моим духовным учителем. Он очень дорог всемогущему Верховному Господу. Мой гуру словно драгоценный камень, украшающий землю, или прекрасная луна, освещающая все сообщество брахманов. Немногие, редкие возвышенные души этого мира способны оценить нектарные описания сокровенных игр Господа Кришны во Вриндаване и насладиться ими.
4 С великой преданностью и почтением я склоняюсь к лотосным стопам моего отца, Шри Шивананды, лучезарного светоча рода Сена. Имя его среди имен самых выдающихся спутников Господа Чайтаньи Махапрабху.
5 Шрила Сварупа Дамодара Госвами и прочие великие писатели вайшнавы в своих книгах приводят многочисленные описания выдающихся спутников Господа Чайтаньи Махапрабху, Господа Нитьянанады и Господа Адвайты. Эти авторы объясняют, что прежде, во времена пришествия Господа Кришны, эти преданные были пастухами во Вриндаване. Сообщаются их имена в том рождении – так говорится о каждом из этих спутников Господа. Я внимательно изучил все эти писания, а так же собрал устные свидетельства преданных из Бенгалии, Ориссы и Матхуры. Обобщив все это, я, Парамананда даса написал эту книгу, повествующую о прежней жизни спутников Господа Чайтаньи Махапрабху.
6 Господь Чайтанья проявился в этом мире точно так же, как в свое время сделал это Господь Кришна, неотличный от Панча-таттвы.
7 Члены Панча-таттвы неотличны от Господа Чайтаньи Махапрабху. Отличайся Они от Господа, их звали бы «чатстаям таттвам» (четыре истины).
8 Панча-таттва отличается от Господа Кришны и в то же время все-таки неотлична от Него. При помощи Своей внутренней энергии Господь создал такое состояние, в котором Панча-таттва одновременно отлична и неотлична от Него Самого.
9 Шрила Сварупа Дамодара описал пятерых членов Панча-таттвы следующими словами:
10 Я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом Кришной, который неотличен от Своего проявления в облике преданного, от Своего воплощения и экспансии в облике преданных, а также от Своего чистого преданного и энергии преданности.
11 Теперь же я вкратце поясню значение этих слов. В Панча-таттве бхакта-рупа (форма преданного) – это Господь Чайтанья Махапрабху, приходивший прежде как Господь Кришна, сын Нанды Махараджи. Бхакта-сварупа (воплощение преданности) – это Господь Нитьянанда, до этого приходивший во Враджабхуми как Господь Бларама. Бхактаватара (проявление преданности) – это Господь Адвайта Ачарья, неотличный от Господа Садашивы. Бхактакхья (чистый преданный) – это Шриниваса, а также прочие великие преданные. Бхакта-шакти (энергия преданности) – это Гададхара Пандита, лучший из брахманов.
12 Господь Чайтанья, Господь Нитьянанада Авадхута и Господь Адвайта являются воплощениями Верховной Личности Бога, все они носят титул Прабху (властелин). Среди них Господь Чайтанья, океан милости, известен, как Махапрабху (великий властелин), а прочие великие личности, Господь Нитьянанда и Господь Адвайта, просто Прабху. Все они также носят титул Госвами (Властитель чувств). Гададхара носит титул Двиджа (брахмана), а Шриниваса зовется Пандита (высокоученый). Такие титулы носят члены Панча-таттвы.
13 В этой связи Шрила Сварупа Дамодара Госвами пояснил, что титул Махапрабху надлежит использовать только для Господа Чайтаньи, а Прабху и для Господа Чайтаньи, и для Господа Нитьянанды и Господа Адвайты. По этой причине преданные зовут Господа Чайтанью – Махапрабху, а Господа Нитьянанаду и Господа Адвайту – Прабху.
14 Все спутники Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды и Господа Адвайты очень возвышенные личности. Все спутники Господа Нитьянанды во времена Господа Кришны были мальчиками-пастушками.
15 Спутники Господа Чайтаньи в Навадвипе считаются наиболее возвышенными.
16 Вслед за ними в этой категории следуют спутники Господа из Джаганнатха Пури, а за ними идут те, кто повстречал господа Чайтанью во время Его путешествия по Южной Индии и в других местах.
17 Описывая Господа Чайтанью, Шрила Сварупа Дамодара Госвами пояснил, что среди возвышенных спутников Господа, составляющих Панча-таттву, есть те, кто прежде участвовал в играх Господа Кришны в качестве пастушка.
18 Одни утверждают, что Навадвипа не отлична от земли Вриндавана. Другие говорят, что Навадвипа, это духовная планета Голока. Есть мнение, что это Шветадвипа или даже духовное небо Вайкунтхи. Вся слава этой чудесной, удивительной земле Навадвипы!
19 Взяв имя Вишвамбхара, Верховная Личность Бога поселился в одном из городов Навадвипы. Со своими возвышенными спутниками Он насладился там многочисленными трансцендентальными играми. Эти игры утопили умы обитателей вселенной в великом трансцендентальном блаженстве.
20 Та же Верховная Личность Бога, который в Сатья-югу приходил в теле белого цвета как Господь Шукла, в Трета-югу – в теле красного цвета как Господь Макхамук, в Двапара-югу – как темнокожий Господь Шьямасундара, пришел в Кали-югу как Господь Чайтанья. Его тело цвета золотой луны. Он – Господь Хари, воспевающий святые имена.
21 В Кали-югу существуют четыре вайшнавские сампрадайи. Они известны, как Шри, Брахма, Рудра и Санака сампрадайа. Вот, что говорит о них этот текст из Падма-пураны: «В Кали-югу землю очистят четыре вайшнавские сампрадайи: Шри, Брахма, Рудра и Санака сампрадайа».
22 Я начну эту книгу с описания ученической последовательности, которая берет начало от Шрипады Мадхвачарьи. Господь Брахма, творец этой вселенной стал учеником Верховной Личности Бога, Господа Нарайаны. Нарада был учеником Брахмы. Учеником Нарады стал Вьяса. Вьяса передал трансцендентальное знание своему ученику Шукадеве. От Шукадевы это знание через его учеников и учеников этих учеников распространилось по всему миру. Прославленный Мадхвачарья получил инициацию лично от Вьясы. Мадхвачарья под руководством Вьясы тщательно изучил все Веды, а позднее написал книгу Майавада-сата-душани, в которой доказал, что Абсолютная Истина никак не бесформенный имперсональный Брахман, а Высшая Личность, исполненная трансцендентальных качеств. Учеником Мадхвачарьи стал возвышенный Падманабхачарья. Нарахари стал учеником Падманабхачарьи. Учеником Нарахари стал Мадхава Двиджа, а его учеником был Акшобхайа. Джайатиртха стал учеником Акшобхайи. Джнанасиндху стал учеником Джайатиртхи. Маханидхи стал учеником Джнанасиндху. Видьянидхи был учеником Маханидхи. Учеником Видьянидхи был Раджендра. Его учеником стал Джайадхарма Муни. Среди учеников Джайадхармы Муни был Шриман Вишнупури, прославленный автор Бхакти-ратнавали. Другим учеником Джайадхармы был брахмана Пурушоттама. Его учеником был Вьясатиртха, написавший знаменитую Шри Вишну-самхиту. Учеником Вьясатиртхи был Шриман Лакшмипати, подобный океану нектара бхакти. Учеником Лакшмипати был Мадхавендра Пури, великий проповедник преданного служения. Мадхавендра Пури был воплощением дерева кальпа-врикша, произрастающему в обители Враджи. Это дерево приносит плоды вкусов служения Господу Кришне, дружбы с Господом Кришной, родительской и супружеской любви к Господу Кришне.
23 Учеником Мадхавендры Пури был Шриман Ишвара Пури Свами. Ишвара Пури обладал ясным пониманием вкусов супружеской любви к Господу Кришне, он мог дарить эти плоды другим.
24 Шри Адвайта Ачарья проявлял настроение служения и дружбы с Господом, а Шриман Ранга Пури проявлял по отношению к Господу Кришне настроение родительской любви.
25 Господь Чайтанья принял Шримана Ишвару Пури своим духовным учителем. Идя по его стопам, Господь затопил весь мир спонтанной трансцендентной любовью к Богу.
26 Господь Чайтанья проявил золотистый цвет тела Шримати Радхарани и Ее экстатическую любовь к Господу Кришне. Такого в этом мире прежде никогда не видели. Господь Чайтанья – это и есть Господь Кришна, сын Махараджи Нанды. Он словно великий океан нектара, выходящий из берегов и затопляющий весь мир.
27 Когда Господь Васудева, первый из чатур-вьюхи, увидел танец гандхарвов в Дварака-пури, Он загорелся желанием станцевать, как они. Чтобы исполнить это желание, Господь Васудева вошел в трансцендентальное тело Господа Чайтаньи, и так принять участие в лиле Господа, проявившейся в экстатическом танце.
28 Верховная Личность Бога, не покидая Двараки, вошел в тело Господа Чайтаньи, сына Шачи-деви вместе с прочими различными воплощениями Верховного Господа. Все они присутствовали в Нем одновременно.
29 Все эти воплощения вошли в тело Господа Чайтаньи, как прежде Господь Шьяма вошел в трансцендентальное тело Господа Кришны, Верховной Личности Бога.
30 Несмотря на то, что различные воплощения Господа, все как один проявлявшие непостижимые трансцендентальные качества, располагались в различных частях духовного и материального мира, по воле йога-майи, энергии Господа, все они собрались вместе, в трансцендентальном теле Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
31 Эти действия йога-майи за пределами понимания обусловленной души. Это подтверждает следующее высказывание Шрилы Вьясадевы, в Прабхаса-кханде Махабхараты: «Деяния Верховной Личности Бога непостижимы. Они не поддаются обычной мирской логике».
32 Различные воплощения Господа вошли в тело Господа Чайтаньи, в точности как в свое время Господь Парашурама вошел в тело Господа Рамачандры. Нарада и прочие вечные преданные Господа также пришли в этот мир вслед за Ним, чтобы участвовать в Его играх, проходивших в различных местах. Так же поступили и олицетворенные Веды.
33 В соответствии со своим индивидуальным настроением в проявлении экстатической любви к Господу Кришне, различные вечные преданные Господа приняли различные роли в играх Господа во Врадже.
34 Готовясь прийти в материальный мир словно луна, встающая на горизонтом, Господь Чайтанья сказал Адвайте Ачарье: «Кто-то из преданных связан со Мной узами служения, кто-то – узами дружбы, в ком-то служение и дружба смешались. Некоторые из преданных обладают твердой верой и любовью по отношению к Моим особым формам, таким как Шри Радха-Мадхава, а другие привязаны ко Мне как к царю Двараки. Некоторые питают привязанность сразу к нескольким Моим воплощениям и проявляют разнообразные оттенки любви ко Мне. Я же покажу им, как любить Меня подобно жителям Враджи».
35 Пастух Парджанья, дед Кришны по отцовской линии во Вриндаване, родится во время игр Господа Чайтаньи в городе Шри Хатта. Парджанья получит имя Упендра Мишра и станет отцом семерых сыновей.
36 Гопи по имени Варияси-деви, бабка Господа Кришны по отцовской линии, в играх Господа Чайтаньи станет Камалавати-деви.
37 Шримати Яшода-деви и Нанда, царь Враджи, во времена игр Господа во Вриндаване подобные двум великим океанам, наполненным нектаром любви к Кришне, во время игр Господа Чайтаньи проявятся, как Шримати Шачи-деви и Шриман Джаганнатха Пурандара. Это не подлежит сомнению.
38-9Некоторые преданные также говорят, что полубоги Адити и Кашьяпа, воплотившиеся ранее, как Каушалья и Дашаратха, Сутапа и Пришни, а также как и Деваки и Васудева, родители Баларамы и Кришны, так же вошли в тела Шачи-деви и Джаганнатхи. Эти преданные говорят, что если бы это было не так, как же тогда стало возможным пришествие Баларамы, родившегося как их сын Вишварупа?
40 Рохини и Васудева, родители Баларамы и Кришны, во времена Господа Чайтаньи стали возвышенной брахманической четой, Падмавати и Мукундой. Сумитра и Дашаратха так же вошли в тела Падмавати и Мукунды.
41 Та самая Паурнамаси, что дарила великую радость Господу Говинде во времена Его игр во Врадже, проявилась в играх Господа Чайтаньи как Шрила Говинда Ачарья, искусный поэт, сложивший множество стихов и песен.
42 Амбика, кормившая во Врадже младенца Кришну своим грудным молоком, в играх господа Чайтаньи проявилась как Малини-деви, жена Шривасы Пандита.
43 Киламбика-деви, сестра Амбики во Врадже, привыкшая доедать за Кришной остатки Его трапезы, во времена игр Господа Чайтаньи проявилась как Нараяни-деви.
44 Махараджа Джанака, царь Митхилы, пришел во времена Господа Чайтаньи, как Валлабхачарья. Некоторые с этим не согласны, они полагают, что Валлабхачарья был воплощением Махарджи Бхишмаки.
45 Та же личность, что прежде являлась, как Джанаки-деви и Рукмини-деви, в играх Господа Чайтаньи участвовала, как Шримати Лакшмиприя, дочь Валлабхачарьи.
46 Дочь Валлабхачарьи, Шримати Лакшмиприя, была воплощением Шримати Лакшми-деви, богини процветания. Однажды, по пути к Ганге, куда она со своими подругами направлялась для омовения, Лакшмиприя попала±ь на глаза Господу Чайтанье. Так Господь первый раз увидел ее.
47 Та же личность, что прежде являлась как царь Сатраджит, в играх Господа Чайтаньи участвовала как Санатана Мишра. Его дочерью была Шримати Вишнуприя, воплощение Бху-шакти Господа, мать всей вселенной.
48 То, что Шримати Вишнуприя была воплощением Бху-шакти, описано в Шри Чайтанья-чандродая-натаке, где Кали говорит: «Понимая, что Шримати Вишнуприя это воплощение Бху-деви, Господь Чайтанья взял ее в жены».
49 Вишвамитра Муни, устроивший брак Господа Рамачандры, а затем приходивший в роли посланца-брахмана, которого Господь Кришна отправил к Рукмини-деви, в играх Господа Чайтаньи проявился как Ванамали Ачарья, знаменитый ученый-астролог.
50 Брахман по имени Кулака, которого царь Сатраджит послал к Господу Мадхаве, чтобы устроить Его брак с Сатьябхамой, в играх Господа Чайтаньи пришел как Шри Кашинатха.
51 Личность, в играх Господа Чайтаньи проявившаяся как Джагадананда Пандита, на самом деле была воплощением Шримати Сатьябхамы-деви. Какой преданный мне возразит на это?
52 Та же личность, что прежде приходила как Сандипани Муни, мудрец, который в Матхуре дал Господу Кришне священный шнур, в играх Господа Чайтаньи проявился как Кешава Бхарати.
53 Та же личность, что прежде была Васиштхой Муни, духовным учителем Господа Рамачандры, в играх Господа Чайтаньи проявилась как Гангадаса и Сударшана.
54 Личность, приходившая во Врадже, как Махараджа Вришабхану, в играх Господа Чайтаньи проявилась как великий преданный Пундарика Видьянидхи.
55 Когда Господа Чайтанью захватывали чувства сильнейшей любви в разлуке с Господом Кришной, присущие Шримати Рахарани, он обращался к Пундарике Видьянидхи со словом «отец».
56-57 Господь Чайтанья был очень доволен Пундарикой Видьянидхи, Он звал его Преманидхи. Поскольку Пундарика Видьянидхи был непосредственным учеником самого Мадхавендры Пури, Господь Чайтанья относился к нему с великим почтением, как к собственному духовному учителю. Махараджа Вришабхану также проявился, как Шри Мадхава Мишра. Ученые преданные говорят, что Ратнавати-деви, жена Пундарики Вадьянидхи, это воплощение Киртиды-деви, супруги Махараджи Вришабхану.
58 Считается, что изначальная форма Господа не отлична от непосредственных Его экспансий. По этой причине считается, что Господь Чайтанья Махапрабху, сын Шимати Шачи-деви, неотличен от своей экспансии, господа Васудевы, члена Чатур-вьюхи. Точно так же, Шри Вишварупа неотличен от воплощения Господа Санкаршаны, второго члена Чатур-вьюхи.
59 Господь Нитьянанда Авадхута так же не отличен от Господа Санкаршаны. Этот Шри Вишварупа, неотличный от Санкаршаны, описан в Шри Чайтанья-чандродайа-натаке, где Кали говорит, обращаясь к Дхарме:
60 «Старший брат Господа Чайтаньи, Вишварупа, не отличен от Господа Санкаршаны. Вишварупа никогда не женился, а принял паривраджакачарья-саньясу и покинул отчий дом. Духовная слава Шри Вишварупы вдохновила Господа Чайтанью принять духовное посвящение от Ишвары Пури.
61 Господь Нитьянанада Авадхута, также не отличный от Господа Санкаршаны, так описан в Шри Чайтанья-чандрадайа-натаке: «Господь Нитьянанда Авадхута не отличен от Господа Санкаршаны».
62 Оставив отчий дом, Личность Бога, Господь Вишварупа влился в тело Господа Нитьянанды Авадхуты.
63 Мой отец Шивананда Сена, сказал однажды: «Господь Нитьянанда Авадхута никто иной, как Личность Бога, Господь Баларама. Всегда окруженный преданными, Он сияет словно тысячи солнц». Сказав это, он стал танцевать.
64 Ананта Шеша – частичная экспансия Господа Нитьянанады. Как Господь Шеша, Он превращает свое тело в одежды, браслеты и прочие украшения, которые носят Господь Вишну и Господь Кришна. Распространяясь в качестве лила-шакти, энергии трансцендентальных игр, Господь Шеша посвящен во все подробности самых сокровенных развлечений Господа Кришны.
65 Обе супруги Господа Баларамы, Шримати Варуни-деви и Шримати Ревати-деви, также проявились в играх Господа Чайтаньи. Они пришли, как Шримати Вашудха-деви и Шримати Джахнави-деви, дражайшие жены Господа Нитьянанды. Их отец, Сурья даса прежде был Махараджей Какудми. Тело его сияло словно солнце.
66 Есть мнение, что Шримати Вашудха-деви была воплощением Шримати Ананга-манджари, и при этом другие преданные говорят, что Шримати Джахнави-деви - Шримати Анага-манджари. Однако правы и те, и другие. Они обе являются воплощениями Шримати Ананги-манджари.
67 Экспансия Господа Санкаршаны, известный как Господь Кширодакашайи Вишну, проявился в играх Господа Чайтаньи как Вирачандра Прабху. Господь Вирачандра не отличен от самого Господа Чайтаньи.
68 Господь Вирачандра также вошел в тела двух братьев, Нишатхи и Улмуки, которые, таким образом, были воплощениями Господа Вишну. Также Минакетана даса и прочие, подобно им, были воплощениями Господа Вишну.
69 Река Ганга, рожденная из лотосных стоп господа Вишну, в играх Господа Чайтаньи пришла как Шримати Ганга-деви, дочь Господа Нитьянанды. Ее супруг, Шри Мадхава прежде был Махараджей Шантану.
70 Господь Прадьюмна, третий член Чатур-вьюхи, прежде приходил во Враджабхуми как близкий (прия-нарма-сакха) друг Шри Шри Радха-Мадхавы, он помогал Им в Их трансцендентальных играх. Этот самый Господь Прадьюмна в играх Господа Чайтаньи проявился как Шри Рагхунандана Тхакура, неоличный от Господа Чайтаньи и Господа Адвайты.
71 Господь Анирудха, четвертый член Чатур-вьюхи в играх Господа Чайтаньи появился как Вакрешвара Пандит. Сам Господь Кришна вошел в тело Вакрешвары Пандита и заставил его танцевать в экстазе. Своим экстатическим танцем Вакрешвара Пандита радовал Господа Чайтанью Махапрабху.
72 Однажды Вакрешвара Пандита сладким голосом попросил Господа Чайтанью: «О, милостивый Господь! Пожалуйста, дай мне тысячу гандхарвов, чтобы они пели, пока я танцую».
73 Частица Господа Чайтаньи вошла в тело Накулы Брахмачари. Так Накула Бархмачари стал шакти-авеша воплощением Господа.
74 Точно также частица Господа Чайтаньи вошла и в тело Прадьюмны Мишры. Говориться, что и Бхагаван Ачарья Хан был частичным воплощением Господа Гауры.
75 Господь Брахма, властитель этой вселенной, считающийся одним из членов нава-вьюхи, изначальный учитель Вед и Тантр, в играх Господа Чайтаньи проявился как Шри Гопинатха Ачарья.
76 Господь Садашива, прежде приходивший в своем авеша воплощении во Враджабхуми, в играх Господа Чайтаньи проявился как Господь Адвайта Госвами, не отличный от Самого Господа Чайтаньи.
77 В теле пастушка, господь Садашива танцевал с Господом Кришной во Враджабхуми. Это подтверждает следующее утверждение Бхайравы из Шива-тантры:
78 «Однажды, во время великого праздника огней, что в месяце Картика, Господь Кришна кружился в зажигательном танце с Господом Баларамой и их приятелями пастушками.
79 Моя дорогая Парвати, когда Садашива, мой духовный учитель, увидел этот трансцендентальный танец, он пожелал сам стать пастушком, чтобы вот так плясать с Господом Кришной.
80 По милости Господа Кришны, Господь Садашива способен проявить две формы. В одной он и есть Садашива, в другой он пастушок из Враджи.
81 Друг Шивы, Кувера, царь Гухьяков, в играх Чайтаньи Махапрабху стал Куверой Пандитом, отцом Господа Адвайты
82 В прежние времена на горе Кайласа, где живут Сиддхи и Садхьи, Кувера, который очень дорог Господу Шиве, воспевал трансцендентальную мантру, состоящую из имен Господа Шивы.
83 Милостивый Господь Шива сказал Кувере: «Пожалуйста, проси благословений. Я хочу что-нибудь подарить тебе». И Кувера попросил о благословении: «О, мой Господь! Стань моим сыном!»
84 Услыхав такую просьбу, Господь Садашива, властитель полубогов и великодушнейший из дарующих благословения сказал Кувере: «В следующий раз придя на Землю, я стану твоим сыном».
85 Так Кувера обрел это необычайное благословение. В должный момент, по милости Господа Садашивы, Кувера стал отцом Господа Адвайты Ачарьи.
86 Йогамайя – энергия Верховного Господа в играх Господа Чайтаньи стала Ситой-деви, супругой Адвайты Ачарьи.
87 У Господа Адвайты был сын Ачьютананда. Он был очень дорог Господу Чайтанье. У Ачьютананды был приближенный ученик Шриман Пандит Госвами. Это все я услышал от преданных.
88 Кто-то говорит, что Ачьютананда был воплощением Картикейи, другие же, искушенные в науке о трансцендентных вкусах, говорят, что он был воплощением Ачьюта-гопи. Правы и те, и другие. И Картикея и Ачьюта-гопи пребывали в теле Ачьютананды. При этом, среди некоторых преданных бытует мнение, что Шри Кришна Мишра также был воплощением Картикейи.
89 Двое преданных, Нандини и Джангали, спутники Господа Чайтиньи, во времена игр Господа Кришны были Джаей и Виджаей.
90 Разумный Шриваса Пандита прежде был Нарадой Муни, лучшим из мудрецов. Младший брат Шривасы, Шриман Рама Пандита, был близким другом Нарады, Парватой Муни.
91 Преданный Господа Чайтаньи по имени Мурари Гупта прежде был Хануманом, точно также, как Шри Пурандара – Ангадой, а Говиндананда – Сугривой.
92 Преданный Господа Чайтаньи по имени Рамачандра Пури прежде был Вибхишаной.
93 Сам Господь Чайтанья не поддерживал мнения, что Рамачандра Пури был Вибхишаной. Господь говорил, что Рамачандра Пури, это наделенное особыми полномочиями воплощение Джатилы, свекрови Шримати Радхарани. Этот Рамачандра Пури заставил Господа Чайтанью меньше есть. Сын Ричики Муни – Брахма Махатапа и Прахлада Махараджа объединились и проявились в играх Господа Чайтаньи, как Харидаса Тхакура.
94-5 В своей книге «Чайтанья-чарита» Мурари Гупта рассказывает, что однажды утром Махатапах дал своему отцу немытый листок Туласи. Отец страшно разгневался и проклял его, и в результате того проклятия Махатапах родился в семье яванов как великий преданный Харидаса Тхакура.
96-7 Все восемь мистических сил, начиная с анима-сиддхи, прежде проявившиеся во Вриндаване, родились в Бенгалии времен игр Господа Чайтаньи, как восемь преданных: Ананта, Сукхананда, Говинда, Рагхунатха, Кришнананда, Кешава, Дамодара и Рагхава. Все эти преданные вдобавок к своему имени носят титул Пури.
98-101 Девять Джаянетиев, непоколебимых в безбрачии и не видящих различий между живыми существами, те, кто поведал Джанаке Риши Шри Бхагавата Самхиту, пришли на Землю, как девять санньяси, все время занятые в играх Господа Чайтаньи. Их имена: Нрисимхананда Тиртха, Шри Сатьянанада Бхарати, Шри Нрисимха Тиртха, Шри Чиданада Тиртха, Шри Джаганнатха Тиртха, Шри Васудева Тиртха, Шри Рама Тиртха, Шри Пурушоттама Тиртха и Шри Гаруда Авадхута, также известный как Шри Гопендра Ашрама.
102-3 Девять знаменитых хранителей сокровищ Куверы, среди которых были его раковина и лотос, во времена Господа Чайтаньи родились как девять сыновей Нидхиратны-деви. Их имена: Шринидхи, Шригарбха, Кавиратна, Шудханидхи, Видьянидхи, Гунанидхи, а также ученый брахмана Ратнабаху, Шриман Ачарьяратна и Шри Ратнакара Пандита.
104 Ниламбара Чакраварти, прочитал перед собранием друзей и родственников Господа Чайтаньи Его астрологическую карту. Поэтому говорится, что он был воплощением Гарга Муни.
105 Отец Шримати Шачи-деви прежде был пастухом по имени Шримукха, отцом Матери Яшоды. Мать Шачи-деви была Паталой-деви, супругой Шримукхи во Враджабхуми.
106 Спутник Господа Чайтаньи Шри Девананда Пандита, большой знаток Пуран, прежде был Бхагури Муни, главным пандитом при дворе Махараджи Нанды.
107 Четверо преданных участников игр Господа Чайтаньи, большие ученые Кашинатха, Локанатха, Шринатха и Раманатха были воплощениями четырех Кумаров. В этом нет сомнений.
108 Имена всех этих преданных оканчиваются словом «натха», в точности как имена всех Кумаров, заканчиваются словом «кумара». Эта четверо известны, как «четверо натхов».
109 Ведавьяса проявился в играх Господа Чайтаньи как Вриндавана дас Тхакура. Пастушок, приятель Господа Кришны по имени Кусумапида также вошел в тело Вриндавана даса Тхакура.
110 Шукадева Госвами, сын Шрилы Вьясадевы, в играх Господа Чайтаньи проявился, как преданный по имени Валлабха Бхатта.
111 Шри Джаганнатха Ачарья, известный, как Гангадаса Пандита, был очень дорог Господу Чайтанье. В прошлой жизни он был Дурвасой Муни, который просвещал гопи и был им очень дорог.
112 Ученые преданные Чандрашекхара Ачарья и Шриман Уддхава даса были обычным воплощением бога луны и его воплощением, наделенным особыми полномочиями, соответственно.
113 Господь Чайтанья лично подтвердил, что Чандрашекхара Ачарья был воплощением бога Луны, а также, что Шриман Вишвешван Ачарья, воплощение бога Солнца.
114 Бхашкара Тхакура был воплощением полубога Вишвакармы. Ванамали Тхакура был воплощением Судамы Брахманы, страдавшего от крайней нищеты и затем получившего от Господа несметные богатства.
115 Джая и Виджая, стражи ворот Вайкунтхи добровольно присоединились к играм Господа Чайтаньи как преданные Шри Джаганнатха и Шри Мадхава.
116 Освобожденные души Пундарикакша и Кумуда, овеянные славой на Вайкунтхе, появились в Бенгалии, как милые сердцу Господа Чайтаньи преданные: Говинда и Гаруда.
117 Гаруда Пандита был воплощением Гаруды. Гопинатха Симха – Акруры. Есть мнение, что это Кешава Бхарати был воплощением Акруры.
118 Шри Параманада Пури прежде был Уддхавой. Махараджа Пратапарудра, могуществом сравнимый с Индрой, был Махараджей Индрадьюмной, основавшим поклонение Господу Джаганнатхе.
119 Сарвабхаума Бхаттачарья прежде был Брихаспати, главным ученым райских планет.
120 Пастушок Арджуна, близкий друг Господа Кришны во Вриндаване, Пандава Арджуна совместно вошли в тело Рамананды Рая, который был очень дорог Господу Чайтанье.
121 Возвышенный Рамананда Рай в течении нескольких дней описывал Господу подлинную природу чистой любви Шри Шри Радха-Кришны.
122-4 Некоторые говорят, что Раманада Рай – это воплощение Лалиты-гопи, в то время как другие, основываясь на том, что Господь Чайтанья лично признал отца Рамананды Райа, Бхавананду Райа, воплощением Махараджи Панду – отца Арджуны, называют Рамананду Райа одновременно и воплощением Пандавы Арджуны и гопи по имени Арджуни. Отсюда мы делаем вывод, что Рамананда Райа – это совместное воплощение Лалиты-гопи, Арджуни-гопи и Пандавы Арджуны.
125 Теперь, по мере возможности, опишу преданных, в свое время участвовавших в играх Господа во Врадже.
126 Патушок по имени Шридама в играх Господа Чайтаньи участвовал как Абхирама даса, носивший флейту, сделанную из бамбуковой палки с шестнадцатью звеньями.
127 Судама, пастушок, приятель Господа Кришны проявился в играх Господа Чайтаньи как Сундара Тхакура. Приятель Господа Кришны – Васудама стал Шри Дхананджайей Пандитом.
128 Субала, самый близкий друг Господа Кришны, в играх Господа Чайтаньи пришел как Гауридаса Пандита. Пастушок Махабала стал Камалакара Пиппалаем.
129 Преданный, который во Вриндаване был пастушком по имени Субаху, в играх Господа Чайтаньи стал Уддхарана Даттой. Пастушок, приятель Господа Кришны – Махабаху, в играх Господа Чайтаньи явился как Шриман Махеша Пандита.
130 Пастушок, приятель Господа Кришны по имени Стокакришна, в играх Господа Чайтаньи участвовал, как Шри Пурушоттама дас.
131 Дам-гопа, друг Господа Кришны во Врадже, в играх Господа Чайтаньи проявился как Нагара Пурушоттама. Нагара Пурушоттама родился в семье врачевателей, его отца звали Садашива.
132 Пастушок, приятель Господа Кришны Арджуна в играх Господа Чайтаньи пришел как Шри Парамешвара дас. Лаванга, еще один пастушок, друг Господа Кришны во Враджабхуми, в игры Господа Чайтаньи включился как Шри Калакришна даса.
133 Пастушок по имени Кусумасава, который во Врадже все время шутил с Господом Кришной и не раз доводил Его до смеха, в играх Господа Чайтаньи проявился как ученый брахмана по имени Колавеча Шридхара.
134 Пастушок по имени Прабала, один из близких друзей Господа Баларамы во Враджабхуми пришел в игры Господа Чайтаньи как Халаюдха Тхакура.
135 Пастушок Варутхапа, близкий друг Господа Кришначандры во Враджабхуми, проявился как Рудра Пандита. Он был очень дорог Господу Чайтанье.
136 Преданный, который во Враджабхуми был пастушком по имени Гандхарва, в играх Господа Чайтаньи пришел как Кумудананда Пандита.
137 Бхрингара и Бханугара, слуги Господа Кришны во Вриндаване, позднее проявились как Шри Кашишвара и Шри Говинда, слуги Господа Чайтаньи.
138 Рактака и Патрака, еще одна пара слуг Господа Кришны во Вриндаване, служили Господу Чайтанье как Харидаса и Брихаччишу.
139 Пастухи Пайода и Варуда, в свое время совершившие для Господа Кришны церемонию нира-самскара, в игры Господа Чайтаньи вошли как Рамай и Нандай, знаменитые слуги Господа.
140 Мадхукантха и Мадхуврата, бывшие во Враджабхуми певцами, пришли во времена Господа Чайтаньи как Мукунда Датта и Васудева Датта, два прославленных певца в киртанах Господа.
141 Чандрамукха, знаменитый танцор из Вриндавана, пришел в игры Господа Чайтаньи, как Макарадхваджакара.
142 Шри Шудхакара, искусный игрок на мриданге из Вриндаваны времен пришествия Господа Кришны, в игры Господа Чайтаньи вошел как виртуозно владеющий мридангой Шри Шанкара Гхоша.
143 Чандрахаса, танцор из Враджабхуми, знаток трансцендентальных вкусов, в игры Господа Чайтаньи пришел как танцор Джагадиша Пандита.
144 Маладхара, который во Врадже носил за Господом Кришной Его флейты вену и мурали, пришел как Ванамала Пандита, которым Господь Чайтанья очень дорожил.
145 Дакша и Вичакшана, пара знаменитых попугаев из Вриндавана, в играх Господа Чайтаньи проявились как почтенные Чайтанья даса и Рама даса.
146 А теперь я передам то, что услышал от авторитетных преданных, насколько сам смог все это понять. Я поведаю о близких друзьях Господа Кришны – о гопи, и о том как они принимали участие в играх господа Чайтаньи.
147 Шримати Радхарани, олицетворенная любовь к Господу Кришне, царица Вриндавана, пришла, как Шри Гададахара Пандита, который был очень дорог Господу Чайтанье.
148-50 Шрила Сварупа Дамодара также подтверждает тот факт, что богиня процветания, прежде приходившая во Вриндаван и очень дорогая сердцу Господа Кришны, проявилась в играх Господа Чайтаньи как Шри Гададхара Пандита, исполненный любви к Господу Шри Чайтанье Махапрабху. Лалита-гопи всегда рядом со Шримати Радхарани, и поэтому известна, как Адурадха (та, кто следует за Радхой). Когда Радха воплотилась, как Шри Гададхара Пандита, Лалита, следуя за ней, также вошла в тело Гададхары. Поэтому, Гададхара Пандит – это воплощение и Шримати Радхарани, и Лалиты-гопи. Следующая цитата из Чайтанья-чандродая-натаки подтверждает это.
151 «Гададхара, наилучший из брахманов, это воплощение и Шримати Радхарани, и Лалиты-гопи. Они обе являются энергиями Господа, и, поскольку в каком-то смысле, Господь не отличен от Своих энергий, то можно сказать, что Он присутствует там, где пребывают Его энергии. А следовательно, можно сказать, что Господь Хари также присутствует в теле Шри Гадахары Пандита. Следовательно, Гададхара Пандит – это совместное воплощение Шримати Радхарани, Лалиты-гопи и Господа Хари».
152 Некоторые говорят, что Дхрувананда Брахмачари, также был воплощением Лалиты-гопи, то есть, Лалита-гопи воплотилась, как Шри Гададхара Пандита и Дхрувананда Брахмачари.
153 По Собственной сладостной воле, Господь Чайтанья проявился в этом мире в трех формах одновременно, Точно так же, Шримати Радхарани пришла как Шри Гададхра Пандита.
154 Экспансия Шримати Рахарани, Чандраканти-деви, пришла как Гададхара даса, близкий спутник Господа Чайтаньи.
155 Пурнананда-гопи, драгоценая подруга Господа Баларамы также вошла в тело Гадахары даса. То есть Гадахара даса – это совместное воплощение Чандраканти-деви и Пурнананды-гопи.
156 Чандравали-гопи из Враджабхуми, которая очень дорога Господу Кришне, явилась в Бенгалии как Садашива Кавираджа.
157 Во времена Своих игр во Вриндаване, Господь Кришна иногда мог мирно вздремнуть, положив голову на грудь Шрибхадры-гопи. Эта Шрибхадра-гопи вошла в игры Господа Чайтаньи Махапрабху как Шанкара Пандита. Господь очень любил его.
158 Враджа-гопи: Тарака-деви и Пали-деви, явились, как Шри Джаганнатха и Шри Гопала, оба они были весьма дороги Господу Чайтанье.
159 Темпераментная Сабия-деви, участвовавшая в играх во Врадже, в игры Господа Чайтаньи вошла как Дамодара Пандита. Богиня Сарасвати также вошла в тело Дамодары Пандита, который, таким образом, является их совместным воплощением.
160 Шримати Вишакха-гопи, которая в свое время во Врадже обучала Шримати Радхарани разнообразным изящным искусствам, в играх Господа Чайтаньи проявилась как Шрила Сварупа Дамодара Госвами, проявлявшим великое множество дивных видов экстаза любви к Богу.
161 Читра-деви, которая во Врадже укладывала и украшала волосы Шримати Радхарани, пришла, как Шри Ванамали. Он был очень дорог Господу Чайтанье.
162 Шримати Чампакалата-гопи, ценившая Шримати Радхарани словно собственную жизнь, проявилась как Рагхава Госвами. Он жил на Говардхане, его перу принадлежит книга Бхакти-ратна-пракаша.
163 Тунгавидья-гопи, жительница Враджабхуми, знаток всех священных писаний, явилась как Прабодхананда Сарасвати, поэт, в изысканных стихах воспевший трансцендентальные качества Господа Чайтаньи.
164 Индулекха-деви, близкая подруга Шримати Радхарани во Враджабхуми, пришла как Кришнадаса-брахмачари, житель Вриндавана-дхамы.
165 Враджа-гопи Рангадеви, проявилась как Гандхарва Бхатта, а враджа-гопи Судеви как Ананта Ачарья Госвами.
166 Враджа-гопи Саширекша-деви пришла, как Шри Кашишвара Госвами. Враджа-гопи Дхарништха-деви, готовившая для Кришны великое множество роскошных блюд, пришла как Рагхава Пандита. Он был очень дорог Господу Чайтнье.
167 Враджа-гопи Гунамала-деви пришла как сестра Рагхавы Пандита – Дамаянти-деви. Ратнарекха-деви пришла как Кришнадаса, и Калавати-гопи пришла как Кришнананда.
168 Гаурасени-гопи проявилась, как святой преданный Нарайана Вачаспати. Кавери-гопи – как Питамбхара, Сукеши-гопи – как Макарадхваджа.
169 Мадхави-гопи пришла как Мадхвачарья, а Индира-гопи как Джива Пандита.
170 Очаровательная враджа-гопи по имени Тунгавидья пришла, как Видьявачаспати. Его любили все, и Сам Господь Чайтанья, и обитатели Вриндаваны.
171 Мадхурекшана-гопи пришла как Балабхадра Бхаттачарья, Читранги-гопи пришла как Шринатха Мишра, а Манохара-гопи как Кавичандра.
172 Брахмани из Враджи по имени Нандимукхи-деви пришла как Шаранга Тхакура. Некоторые полагают, что Шаранга Тхакура был воплощением Прахлады Махараджа. Мой отец Шивананда Сена этого мнения не разделял.
173 Калакантха-деви и Сукантха-деви, танцовщицы-гандхарвы из Враджабхуми, пришли как Рамананда Васу и Сатьяраджа.
174 Враджа-гопи Катьяяни, проявилась, как Шрикантха Сена.
175 Шримати Вринда-деви, главенствующее божество Враджабхуми, пришла как Мукунда даса, житель деревни Шрикханда. Он был очень дорог Господу Чайтанье.
176 Две гопи, Вира-деви и Дути-деви, посланницы, устраивавшие встречи пастушек и Господа Кришны, воссоединились и стали моим отцом Шиванандой Сеной. Враджа-гопи Биндумати стала моей матерью.
177 Близкая подруга Шримати Радхарани, враджа-гопи по имени Мадхумати-деви, пришла как Нарахари Шанкара. Он был очень дорог Господу Чайтанье.
178 Близкая подруга Шримати Радхарани по имени Ратнавали-деви пришла как Гопинатха Ачарья, прославленный своей чистотой.
179 Любимая флейта Господа Кришны стала Вамшидасой Тхакуром.
180 Шри Рупа Манджари, знаменитая по всей Врадже, пришла как Шрила Рупа Госвами.
181 Ближайшая подруга Рупы-манджари, известная, под именами Рати-манджари и Лаванга-манджари, проявилась как Шрила Санатана Госвами. Его почитали все без исключения, считая продолжением трансцендентального тела Господа Чайтаньи Махапрабху. Санатана Кумара, бриллиант среди мудрецов, также вошел в тело Санатаны Госвами, который поэтому считается воплощением и Санатаны Кумара.
182 Шивананда Чакраварти, житель Вриндаваны, также считается воплощением Шримати Лаванги-манджари.
183 Ананга-манджари пришла, как Шрила Гопала Бхатта Госвами. Некоторые говорят, что Гопала Бхатта Госвами это воплощение Шри Гуна-манджари.
184 Рага-манджари воплотилась как Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, живший в хижине на берегу Радха-кунды.
185 Шрила Рагунатха даса Госвами был воплощением Раса-манджари. Некоторые называют Рагунатху даса Госвами воплощением Рати-манджари, некоторые – Бханурмати-деви.
186 Бхугарбха Тхакура был воплощением Према-манджари. Локанатха Госвами – Лила-манджари.
187 Враджа-гопи: Калавати-деви, Расолласа-деви и Гунатунга-деви, певшие песни, написанные Вишакхой-деви, воплотились, как Говинда, Мадхавананда и Васудева соответственно.
188 Служанки Шримати Радхарани: Рангалекха-деви и Калакели-деви, пришли как Шикхи-махити и его сестра Мадхави-деви соответственно.
189 Малли-деви, дочь Пулинды, стала Калидасом.
190 Шукламбхара Брахмачари был воплощением одной из ягья-патни, пожертвовавших пищу Кришне и Его друзьям. Господь Чайтанья имел привычку просить у Шукламбхары Брахмачари еду в виде подаяния. Также есть мнение, что Шукламбхара Брахмачари был не ягья патни, а одним из их мужей, яджника брахманом.
191 Другие ягья патни пришли, как Джагадиша и Хиранья, Однажды, в день Экадаши, Господь Чайтанья ел злаки, которые получил от них в качестве милостыни.
192 Кубджа, которая была очень дорога Господу Кришне в Матхуре, воплотилась в Джаганнатха Пури как Каши Мишра. Господь Чайтанья очень любил его.
193-207 Малати, Чандралатика, Манджумедха, Варангада, Ратнавали, Камала, Гуначуда, Сукешини, Карпура-манджари, Шьяма-манджари, Швета-манджари, Виласа-манджари, Камалекха, Мауна-манджари, Гандхоманда, Расоманда. Чандрика и Чандрашекхара были служанками Шримати Радхарани. Приняв мужской облик, они воплотились в качестве спутников Господа Чайтаньи, проявив при этом индивидуальные, особенные разновидности любовного экстаза. Эти гопи стали Субханандой Двиджей, Шридхарой Брахмачари, Параманандой Гуптой (составившим книгу Шри Кришна-ратнавали), Рагунатхой Двиджей (беззаветно служившим Господу Чайтанье), Камшари Сеной, Шри Джаганнатхой Сеной Махашайей, Субуддхи Мишрой, Шрихаршей, Рагху Мишрой (лучшим из брахманов), Джитамитрой (Господь Чайтанья дал ему это весьма подходящее имя «победитель врагов», поскольку Джитамитра полностью одолел похоть и остальных пятерых врагов обусловленной души), Шриманом Бхагаватачарьей (который был очень дорог Господу Чайтанье, он автор книги Шри Кришна-према-тарангини), Шриманом Дживой Пандитом (святым сыном Шри Валлабхи), Ванинатхой Двиджей (жителем Чампахатты, который был очень дорог Господу Чайтанье), Ишаначарьей, Камалой, Лакшминатхой Пандитом, Ганга-мантри, Джаганнатхой Маму (весьма возвышенным брахманом), Шрикантхабхараной Анантой (из династии Чатта), Хастигопалой (жителем Рангакшетры, Господь Чайтанья очень любил его), Хари Ачарьей, Шринаяной Мишрой (близким спутником Господа Чайтаньи), Кавидаттой, Рамадасом, Чирандживой и Сулочаной соответственно.
208 Кто-то может посчитать, что среди этих преданных были более возвышенные души, а были менее возвышенные. Я таких различий не провожу. Для меня все они в равной степени великие.
209 Чиранджива и Сулочана жили в деревне Шрихатта. Они были беззаветно преданны Господу Чайтанье, и, поскольку они дружили с Нарахари дасом и помогали ему, их почитают как великих душ.
210 В писаниях сказано: »Ученик не должен обращаться к своему духовному учителю по имени». Поэтому я не упомянул прежнее имя моего духовного учителя Шри Шринатхи Чакраварти.
211 Вся слава Шри Кришнадеве из Кумарахатты, автору комментария к Шри Бхагавата Самхите. Его слава вечно сияет подобно солнцу.
212 Если я где-то и ошибся, составляя эту книгу с описанием всех этих возвышенных душ, то, пожалуйста, простите. Ни Господь Брахма, Господь Шива, ни Господь Ананта Шеша не в силах полностью описать их величественные достоинства.
213 Книга составлена мною таким образом, чтобы ни Мимамсаки, ни псевдологики, ни прочие приверженцы сухих философских дебатов не могли понять ее, сколько бы не пытались. Только преданные, знатоки раса-шастр, принявшие вечное прибежище у лотосных стоп Господа Чайтаньи, смогут правильно понять эту книгу. Эта книга написана именно для них.
214 Я молю, чтобы моя книга, Шри Гаура-ганнодеша-дипика (светильник, в лучах которого можно разглядеть спутников Господа Чайтаньи), воссияла в домах исполненных блаженства преданных Господа.
215 Эта книга была написана в 1498 году эры Шака (1576). Я молю, чтобы те великие преданные, чей ум утонул в нектаре игр Господа Чайтаньячандры, прочли эту книгу критически и исправили все недостатки.