Переезд
Собрались, переехали… Сколько собирались? Год? Два? Кому-то из пуджари показалось, что все десять лет пребывания Шри Шри Даял-Нитая – Шачисуты на Ходынском поле были сплошной подготовкой к переезду.
Сперва нам казалось, что в строительных вагончиках Божествам предстоит провести от силы два-три года. А переезжать – просто в соседнее здание, которое будет через сотню метров. Да, было тяжело. Да, без воды, без канализации, газ подвозили в баллонах, бхогу на обед Божествам каждый повар покупал сам по дороге в храм. Но ведь немного можно подождать? Очень большую помощь оказали тогда Нирмал-Канти Прабху и матаджи Гуна-Сундари, которые приехали из Челябинска, чтобы поддержать москвичей в это нелегкое время.
Непростыми были отношения с соседями: они то насылали разные проверки, то жалобы во все инстанции писали, то просто железобетонными балками вход на территорию храма перегораживали. Больше всего запомнился момент, когда снежной зимой в храм приехал катафалк с телом матаджи Ништхи, попрощаться с Божествами перед крематорием, а охрана соседнего торгового комплекса не выпустила машину обратно, и пришлось ехать через сугробы.
Потом участок в центре Москвы отобрали, дали новый, за городом, и стало ясно, что в вагончиках придется провести больше времени, чем предполагали. Тогда под руководством Даявана Прабху началась масштабная перестройка имевшихся помещений. За несколько месяцев брахмачари и группа энтузиастов перестроили весь первый этаж – вестибюль, алтарную, магазин, кафе, кухню и алтарь. Это был переезд с первого этажа на второй и потом обратно. Чтобы послужить, пуджари приходилось бегать с этажа на этаж, перепрыгивая через стройматериалы и уворачиваясь от рабочих. В 2014 году этот опыт служения Божествам на стройке очень пригодится!
Шли годы, вайшнавы активно работали над проектом в Молжаниново. Сердце наполнялось радостью, когда проектировщики показывали, где и как все будет расположено в новом храме: тут кухня, тут цветочная, а вот и комнату для Туласи прорисовали. Очень много труда потратили Ариндама Прабху и Шьям Прабху, продумывая все детали будущего служения Шри Шри Радхе-Мадхаве. Участие в этой работе помогало пуджари преодолевать все новые и новые трудности, с которыми приходилось сталкиваться на Ходынке: в какой-то момент власти отключили свет и пришлось устанавливать генераторы, проводить самостоятельно отопление от своего котла. Преданные шутили, что еще осталось храму колеса приделать, и можно независимо от ситуации путешествовать всем храмом куда хотим.
Несмотря на все трудности, служение Божествам в «храме на „Динамо“» всегда было на очень высоком уровне: шесть арати, шесть подношений бхоги, омовение Божеств – каждый день. Замечательные праздники и фестивали все эти годы привлекали десятки и сотни новых людей. Тысячи книг распространяли преданные, используя храм как базу в центре города. Это было возможно благодаря большой поддержке и заботе со стороны Бхакти-Вигьяны Госвами Махараджа и всех вайшнавов Москвы, благодаря помощи преданных общины и брахмачари. Особое спасибо тем, кто в это непростое время взял на себя бремя руководства храмом: Шьяму Прабху, Радха-Дамодаре Прабху, Мукунда-Мурари Прабху и Садху-Прие Прабху. Большое спасибо всем, кто им помогал: Читранге Прабху, матаджи Никунджа-Васини, Маха-Балараме Прабху, всем администраторам, бухгалтерам и руководителям подразделений, ашраму брахмачари. На самом деле, все, что сделали эти преданные, – подвиг, который еще предстоит оценить по достоинству!
Шли годы, и политика государства менялась в сторону «закручивания гаек» в отношении всех независимых объединений. Одна за другой приходили новости, что в одном месте запретили строить мечеть, в другом – снесли христианский храм, так и не получивший всех разрешительных документов. В какой-то момент эта компания коснулась и вайшнавов: начались суды по сносу строений на Ходынском поле, нависла угроза над проектом в Молжаниново.
Примерно с 2012-го года вайшнавы начали искать новое помещение для Божеств, которое можно было бы взять в аренду. За два года несколько раз менялась концепция того, какое именно место мы ищем в Москве: будет ли это здание с возможностью проживания брахмачари, или место в какой-нибудь промзоне недалеко от метро, или небольшой зал в центре города, чтобы всем преданным было удобно добираться, и так далее. Рассматривались все варианты: покупка маленького места, выкуп права аренды у города, аренда у индивидуального собственника. Преданные просмотрели сотни вариантов, исколесили всю Москву и ближайшие пригороды. Несколько раз переговоры подходили вплотную к подписанию договора, но всё время что-то срывалось: то собственники пугались контактов с религиозной организацией, то преданные понимали, что финансово не тянут предложенный вариант.
Все это время вайшнавы продолжали прилагать большие усилия в отстаивании своих прав: были поданы жалобы в суды разных инстанций, вплоть до Европейского суда по правам человека, собирались подписи, преданные обращались за поддержкой к правительству Индии. Этот процесс продолжается до сих пор. Цель – если не вернуть участок, то хотя бы вернуть те средства, что были вложены в проектирование.
Между тем служить в старом помещении становилось все сложнее и сложнее. Временные строения стремительно ветшали и становились окончательно непригодными для служения Божествам. Нужно было либо вкладывать огромные средства в реконструкцию, либо переезжать.
В процессе мониторинга тех предложений, что появлялись на рынке аренды, всплыл интересный вариант: большой зал в районе метро «Полежаевская». Всех пуджари смущал тот факт, что помещение находится в подвале здания, но Радха-Дамодара Прабху, оценив местоположение зала, сразу сказал: надо брать! Поэтому сразу после новогодних праздников Садху-Прия отправился на переговоры. Решение нужно было принимать срочно, поскольку часть помещений на первом этаже уже готовы были забрать другие арендаторы.
Преданным очень понравилось, что рядом с залом есть парк, что есть возможность дополнительно на праздники снимать большой зал, очень понравились сами люди, которые предлагали аренду. Весомым аргументом «за» стало то, что новое место находится в том же Хорошевском районе, что и старое. Здесь люди и местное руководство знают преданных: более двадцати лет, начиная со времен «Беговой», мы взаимодействуем с местными органами власти. За эти годы бывало всякое: были и напряженные моменты, но больше все-таки хороших. В любом случае, это уже целая история: субботники, деятельность программы «Пища жизни» (местные жители хорошо знают преданных).
Но самым важным аргументом в пользу помещения у метро «Полежаевская» стала возможность большому количеству преданных собираться вместе и громко петь «Харе Кришна», то есть проводить санкиртану, которая является главным методом служения Господу в век Кали. Шрила Прабхупада настаивал, что это – главная деятельность нашего общества и именно для этой цели зал на улице Куусинена подходит лучше всего!
Итак, после недолгих переговоров договор аренды был подписан. Предстояла очень напряженная работа по переезду. Местные власти с большим пониманием отнеслись к нашей ситуации и дали нам почти год после того, как суд решил снести строения на Ходынке. Начиная с нового года они настаивали на скорейшем выполнении постановления, поэтому времени на проектные работы почти не было. Переезд в Молжаниново готовился несколько лет, группа профессиональных архитекторов досконально просчитывала все детали функционирования будущего храма. Сейчас времени на эту работу не было, все решения приходилось принимать в кризисном режиме.
Много преданных в этот момент откликнулись на просьбу о помощи. Неоценимый вклад внес Шридхар Прабху, который возглавил процесс проектирования и ремонта кухни, сноса и вывоза имущества с Ходынского поля и ежедневно на своем микроавтобусе колесил по строительным рынкам. Большую помощь оказали дизайнеры Дмитрий и Наталья Машарины, готовившие предложения по всем перепланировкам, чертежи и сметы. Бхакта Владимир подбирал рабочих, лично руководил всеми работами, сам, своими руками пилил, сверлил, штукатурил, красил и делал многое другое. Неоценим вклад нашего завхоза Адоша-Дарши Прабху, коменданта Дмитрия Мовлянова, финансового менеджера Враджа-Валлабхи Прабху и множества других преданных, отозвавшихся на просьбу о помощи.
Чуть больше месяца с момента подписания договора аренды дал преданным Кришна, чтобы подготовить помещение. 26 февраля Божества Шри Шри Даял-Нитай – Шачисута и Шрила Прабхупада переехали в новое помещение. Сейчас это кажется абсолютно нереальным: за столь короткий срок сделать большую перепланировку, провести воду и канализацию, поменять проводку и многое другое. За несколько дней до переезда работа шла круглосуточно, за день-два до «часа X» было совершенно непонятно, как в этом месте встанут Божества и будут проходить службы. Но, тем не менее, преданные сделали это чудо!
Конечно, еще многое не было готово. После переезда и первой программы с участием старших вайшнавов Божества перешли на временный алтарь сбоку, чтобы работы на основном месте продолжались. Еще не была проведена вода в пуджарскую, не готовы места для ночного отдыха пуджари. С утра до вечера Божества «наслаждались» музыкой электропил, отбойных молотков, визгом дрелей и прочими строительными звуками. Пуджари и их помощники готовили и предлагали все подношения, лавируя между строителями, уворачиваясь от грузчиков, прикрывая подношения от строительной пыли.
Первые десять дней в новом месте нельзя было спать и омываться, поэтому, чтобы сделать все утренние подношения, наши помощники пуджари не ложились спать. Чтобы не уснуть, матаджи крутили фитили и чистили параферналии. А утром после служения… шли на работу, чтобы вечером вернуться и дальше служить Господу. Как и когда они отсыпались, откуда брали силы? Наверное, сами Божества помогали им. Это, конечно, один из самых удивительных эпизодов всей этой эпопеи с переездом!
Еще одна удивительная вещь – то, что храм фактически не прекращает программы и проповедь в связи с переездом. Обычные организации в таких ситуациях делают хоть какой-то перерыв в своей деятельности, но преданные Кришны не пожелали останавливаться. Киртаны, лекции, воскресные программы и фестивали в честь явления Господа начались фактически сразу после переезда. Большой марафон устроили преданные перед Гаура-пурнимой, чтобы встретить большое количество гостей и дать возможность представителю Шрилы Прабхупады, Шриле Гопалу Кришне Госвами официально открыть новый храм.
Впечатления преданных
Бхактин Ира, помощник пуджари:
Мне кажется, этим переездом Доял-Нитай – Шачисута явили какую-то лилу, захотели испытать особые отношения с преданными, которые Им служат. В последние дни кухня Божеств была еще на «Динамо», а пуджарская – уже на «Полежаевской». Повара на «Динамо» предавались, им приходилось готовить в полуразобранном помещении. И мы в пуджарской предавались, потому что наше помещение было полусобранным…
Был специальный человек, который на машине возил для Божеств обеды. Тогда мне невольно вспомнилось, как мама Яшода, узнав, что Кришна с пастушками – неподалеку в лесу, посылала Ему узелки с разными яствами… Пока новый алтарь не был готов, Их Светлости стояли на временном алтаре, в уголке. Они были так близко! Они были такими доступными! Казалось, будто Они спустились с алтаря, чтобы просто побыть с нами… Было столько махапрасада! Буфет тогда еще не переехал, преданных в новом храме мало, а кушали Доял-Нитай – Шачисута, как обычно. Поэтому каждый, кто попадался Им на глаза, получал какой-нибудь махапрасад. Лично для меня переезд прошел довольно гладко, я его практически не заметила – только изменился маршрут моего пути до храма. На новом месте просто замечательно. Кто-то не решался заходить в вагончики на «Динамо», а сюда можно смело приглашать любого.
Бхактин Мария:
Некоторое время назад мы с мужем по пути домой заехали на «Динамо» к бывшему входу в храм. Я понаблюдала через забор ужасающую картину: развалины, горы мусора, снующие между ними крысы… Грустное зрелище. Новое место – достойное: хороший ремонт в алтарной, балконы, туалет – как бальная зала для репетиций. Наличие по соседству большого зала со сценой и местами для зрителей – незаменимая вещь для проведения больших программ. Пугает немного отсутствие окон и узкая лестница в подвал.
Бхактин Ирина:
«Динамо» для меня – родное место. Столько воспоминаний с ним связано: первый киртан, первая воскресная программа в пандале, встреча с гуру, даршан, первое служение на кухне… И несмотря на «жилищные условия», мы там были очень счастливы! Новое место, конечно же, не в состоянии вместить большое количество преданных на фестиваль, но с каждым посещением я все больше влюбляюсь в него. Там, где собираются вайшнавы и воспевают святые имена, всегда хорошо! Я очень благодарна преданным за их тяжелый труд по поиску помещения. Большое счастье, что у нас есть место, где мы можем встречаться!
Бхактин Ксения:
Время переезда для многих стало большим уроком преданности. Вайшнавы продолжали служить в любых условиях: намывали жирную посуду в ведрах, когда в помещения еще не была проведена вода, лавировали с параферналиями мимо снующих туда-сюда людей, носились с подносами через всю алтарную и по всем лестницам, от пуджарской – к временному алтарю и обратно…
Переезд – хорошая встряска для всех нас: теперь появилась некоторая стабильность, можно заняться обустройством помещений и улучшением условий для поклонения Божествам. Посмотрите только, какую замечательную кухню отстроили преданные! Немного неуютно, что храм в подвале: Божества, как говорится, света белого не видят. И стоят Они теперь высоко, в лица Им уже не заглянешь…
Довольно интересная ситуация обстоит с нашим теперешним соседством. По коридорам, соединяющим сокровенные помещения для пуджи, ходят далекие от поклонения Божествам люди, с недоверием и подозрением смотрящие на наших матаджи в сари и прабху в дхоти. Хотя, возможно, это – благоприятная ситуация для проповеди. Если раньше приводить новых друзей в неприглядные вагончики, из которых то и дело высовывались строители, было неудобно, то теперь можно звать к нам всех. А когда откроют магазин и кафе – будет совсем замечательно!
Виджитатма дас:
Так получилось, что последние месяцы пребывания храма на Ходынке я довольно редко бывал там – не чаще раза в неделю. И я помню, что в какой-то момент, когда поиски нового здания все еще шли полным ходом, внезапно появилось ощущение, что вагончики на «Динамо» покинуты – так душа покидает тело, долго боровшееся за жизнь. Все стало резко приходить в негодность. Стали появляться в больших количествах крысиные норы в полу, постоянно протекали трубы, в коридорах стоял тяжелый запах. Невольно возникла ассоциация с Макондо – городом из знаменитого романа Маркеса, который не смог противостоять ударам времени и точно так же разрушался сам собой. Тогда-то мне и показалось, что Господь наверняка уже присмотрел для Себя новое место.
Мне посчастливилось участвовать в переезде – паковать коробки и перевозить Божества (я нес Сударшана-чакру). Новое место почему-то вызвало стойкие ассоциации с первым храмом ИСККОН, на Второй Авеню в Нью-Йорке. Не знаю, почему. То ли из-за витрины, которая выходит на улицу, то ли из-за того, что в тот момент, когда я впервые туда попал, преданные развешивали на стенах картины и ткань, то ли из-за того, что и там, и там храм находится в съемном помещении, в общем-то не приспособленном для поклонения Господу. В любом случае, так и хотелось назвать новый храм «Бесценные дары».
Несмотря на все недостатки, новое помещение – просто замечательное. Очень уютное. А благодаря тому, что там вовсю идет поклонение Божествам и пение святых имен, само нахождение там уже дает сильный заряд бхакти.