Ко Дню явления Шримати Радхарани
Согласно ведической философии, Источник всего сущего не подвержен изменениям, меняются лишь проявления Его энергии. Энергия неотлична от Источника, но вместе с тем между ними есть разница, подобно тому как солнечные свет и тепло...
неотличны и в то же время отличны от солнца. Чтобы глубоко понять эту концепцию, просто интеллектуальных усилий недостаточно, поскольку материальный интеллект представляет собой всего лишь одно из низших проявлений энергии Господа. Постичь Высшую Истину можно, только с любовью служа духовным олицетворениям Источника и Его энергии, понимаемых как мужское и женское начала. Эти вечно юные, трансцендентные, прекраснейшие Мужчина и Женщина, которые принимают бесчисленные, но всегда идеально соответствующие друг другу облики в разных сферах бытия, суть Абсолют. Божественный Мужчина – Верховный Повелитель, и Его вечная спутница, как и все существа во всех мирах, подвластна Ему. Но в то же время Он Сам оказывается в Ее власти, ибо Она покоряет Его Своей любовью. Последователи Вед издревле поклоняются Божественной Чете: Радхе-Кришне, Сите-Раме, Лакшми-Нараяне и т. д. Примечательно, что сначала обычно произносится имя женской ипостаси Абсолюта, так как прийти к Источнику можно только через Его энергию.
Такое употребление слова «энергия» многим покажется непривычным: ведь речь идет об энергии как о личности. Следует, однако, отметить, что поклонение Господу вместе с Его олицетворенной энергией не является нарушением монотеистического принципа. Например, христиане возносят молитвы Пречистой Деве как заступнице перед Богом, через которую Его милость (благодать) нисходит и на людей, и на ангелов.
«…Святой Дух, или Сверхдуша, – это Личность, и живое существо тоже является личностью. Кроме того, Мария представляет энергию Бога. Энергию Бога – будь то внутренняя энергия, Радхарани, или внешняя энергия, Дурга, –можно считать матерью живых существ. Но Библия и Веды не противоречат друг другу, просто некоторые люди выдвигают собственные идеи, и это порождает распри» (из письма Шрилы Прабхупады Шивананде дасу, 19 апреля 1968 г.).
Разве софиология целой плеяды русских мыслителей, в том числе православных священников, конца 19 – первой половины 20 вв. не была попыткой, пусть и не слишком удачной, обосновать почитание женского начала в христианстве? Именно в этот период Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал статью «Кришна-према» («Любовь к Кришне»), где он, в частности, говорит:
«Она (Шри Радхика) – подвластная половина Абсолютного Целого. По отношению к Шри Радхике Шри Кришна является господствующей половиной. Понятия мужского и женского связаны с личностным началом. Поскольку обе эти Личности в полной мере божественны, совсем не требуется вносить в обсуждение данной темы грубые и несовершенные мирские представления. Однако необходимо признать абсолютную логическую ценность – и в то же время недоступность нашему нынешнему пониманию – концепции Божественной Четы, обладающей настоящими мужским и женским Духовными Телами… На самом деле нам трудно постичь природу трансцендентной Любви из-за того, что у нас нет даже базисного понимания природы духовного тела… Грубость, безнравственность и т. п. присущи только мирским отношениям… Вот почему, пока человек не освободился от всех мирских страстей, учась служить Шри Кришне под руководством истинного ачарьи, рекомендуется воздерживаться от любых попыток эмпирически исследовать описания Божественной Любви.
Только Шри Кришна – Бог. Только Шри Радхика служит Шри Кришне. Именно в этом заключается Абсолютная Истина… Единственная Реальность – это бесконечное разнообразие игр Шри Радхи и Кришны.
Шри Радхика – подвластная половина Абсолюта. Иначе говоря, господствующая половина Абсолюта не является Полным Целым. Личность Шри Радхики абсолютна по Своей природе и ничуть не уступает Личности Шри Кришны… Абсолют – это Чета и в то же время одна Личность.
Считается, что Абсолют должен быть только один, в обычном смысле этого слова. Однако псевдомонистические теории имеют целью уничтожить личностную природу Бога, превратив Его в пустоту недифференцированного (безличного) Брахмана… Единственным решением фундаментальной проблемы теизма является признание того факта, что Шри Кришна – это вечная Чета. Он – Шри Кришна и вместе с тем Шри Радхика. Шри Радхика столь же абсолютна, как и Сам Шри Кришна. Шри Радхика тождественна Шри Кришне и в то же время отлична от Него. Они – две отдельные и комплементарные Личности… С мирской точки зрения сами термины "Абсолютный Мужчина" и "Абсолютная Женщина" содержат в себе противоречие. Но это кажущееся противоречие реально примиряется в Абсолюте, вопреки всем канонам наших так называемых рациональных рассуждений. Именно благодаря этому поразительному факту Абсолют является средоточием всей сочности... Формальная логика на самом деле вообще не признаёт ествования чего бы то ни было».
Это лишь небольшие выдержки из работы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в которой он объясняет, что без признания двух вечных половин Высшего Целого, двух комплементарных (идеально дополняющих друг друга) Личностей, неразрывно связанных между Собой узами Божественной Любви и являющихся Отцом и Матерью всех существ, так называемый монотеизм фактически оборачивается имперсонализмом, то есть отрицанием духовного разнообразия и личностной природы Абсолюта.
Те, кто попал под влияние имперсонализма, дают косвенные толкования даже таким местам в священных книгах, которые вполне можно понимать буквально. Например, все слышали: «Человек создан по образу и подобию Бога». Действительно, в первой же главе Библии говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Бытие, 1.26). А в следующем тексте уточняется: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил» (Бытие, 1.27). Если не перетолковывать эти слова, а понимать их буквально, получается, что, во-первых, человек внешне напоминает Бога, а во-вторых, Бог – это изначальные Мужчина и Женщина! «По образу Нашему… по образу Божию… мужчину и женщину сотворил».
О высочайшей любви к всепривлекательному Господу более или менее открыто говорится во многих религиозных традициях. В начале самой таинственной части Библии, «Песни Песней» Соломона, на которую существует множество разнообразных толкований, есть такие слова (1.6): «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею у стад товарищей твоих?».
Кришна действительно отдыхает в полдень. «В полдень происходило следующее: Господь Кришна отдыхал, а в это время неподалеку проходили юные девушки-пастушки, и друзья Кришны в шутку спрашивали их, почем девушки собираются продавать молоко на базаре» (Шримад-Бхагаватам, 10.18.14, комментарий).
Может возникнуть вопрос: учитывая, что в играх Кришны, в том числе в танце раса, принимает участие множество девушек-пастушек, гопи (а кроме того, существуют бесчисленные души, которые служат Кришне, находясь с Ним в разных других отношениях), как понимать слова Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Только Шри Радхика служит Шри Кришне»?
В «Ямала-тантре» сказано: гопйаикайя йутас татра парикридати сарвада –«(Кришна) всегда играет только с одной гопи». Аналогичное утверждение есть в «Падма-пуране»: «То, что Кришна устраивает танец раса с гопи, означает, что Он танцует только с Радхарани». Ачарьи объясняют, что другие гопи – это кайя-вьюха, продолжения тела Радхарани. «Шримати Радхарани – это бесценнейший духовный бриллиант, тогда как остальные гопи – Лалита, Вишакха и другие – являются продолжениями Ее духовного тела» (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.165). Кришна покинул место, где проходил танец раса, как только оттуда ушла Радхарани. Это значит, что все остальные гопи способны служить Шри Кришне, только общаясь со Шримати Радхарани и действуя под Ее руководством.
«Господь Кришна очаровывает весь мир, но Шри Радха очаровывает даже Господа Кришну. Поэтому Она – Верховная Богиня. Шри Радха – это абсолютная энергия, а Господь Кришна – владыка этой энергии» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.95-96). Поскольку Шри Радха – это сварупа-шакти, или пурна-шакти, полная энергия, любые другие олицетворения энергии, любые богини духовных и материальных миров представляют собой частичные проявления Шри Радхи. Она – изначальный источник и внутренней, и пограничной, и внешней энергий Господа.
В процитированной выше статье «Кришна-према» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет:
«Шри Радхика – Источник всех индивидуальных душ… Индивидуальные души служат Шри Кришне как частицы Шри Радхики... Можно сказать, что все индивидуальные души – это духовные женщины, которые занимают по отношению к Шри Радхике подчиненное положение и, будучи Ее частицами, естественным образом участвуют в Ее служении Шри Кришне. Индивидуальные души должны прилагать усилия к тому, чтобы научиться повиноваться Шри Радхике. Только повинуясь Шри Радхике, они смогут служить Шри Кришне».
Ученые отцы и жёны!
Дай Бог вам жизни цель познать
И разумом преображенным
Пред Высшей Истиной предстать,
Чтоб, отрешившись от печали,
Забыв о серой суете,
С неоскверненными сердцами
Служить Божественной Чете.
Акинчана-Витта дас