Бхишма-панчака
Последние 5 дней Карттики традиционно называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. В Хари-Бхакти-Виласе говорится, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Господа человеку по возможности следует соблюдать пост
на определенные виды пищи. Хотя этот пост не является обязательным, Кришна доволен тем, кто соблюдает эту аскезу как способ удовлетворить Его. "Падма-пурана" говорит о том, что благодаря такой аскезе можно удовлетворить Господа и совершить духовный прогресс. Если вы не соблюдали пост в Чатурмасью, то, соблюдя пост в Бхишма-панчаку, вы получите все благо от соблюдения поста Чатурмасьи.
Пост прерывается в раса-пурниму, последний день Чатурмасьи, во время второго приема прасада (обычно после 16 часов).
Есть три уровня строгого соблюдения этого поста.
1) Первый уровень (самый высокий) - на панча-гавье (в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы:
первый день - навоз (го-майя),
второй день - мочу (го-мутра),
третий день - молоко (кшира),
четвертый день - йогурт (дадхи),
пятый день - смесь всех продуктов коровы (панча-гавья).
Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста. В Маяпуре преданные вместе с ЕС Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно этот пост.
2) Второй уровень - на кореньях, фруктах, орехах. (Все отварное или сырое, не жареное, можно с черной солью (если нет черной, другую не используйте), без какого бы то ни было масла или гхи). Обычный набор "корешков" и "вершков" в этот пост следующий: вареный картофель (обычный и сладкий), репа (сырая), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй - корень имбиря и куркумы (не порошок, т.к. в нем рисовая мука). Такой пост в Маяпуре скорее напоминает пир, не правда ли? ) (Морковка или свекла, хотя это тоже "корешки", не рекомендуются. Нельзя употреблять и то, в чем много косточек (огурцы, гранаты, папайю, арбузы, дыни, гуаву).
Подавая пример того, как следовать этому посту, ЕС Джаяпатака Свами в качестве Бхишма-панчака враты пил лишь фруктовые соки.
Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста.
3) Третий уровень - на хавишье (разновидность кичри: рис и мунг-дал (любой)). (Соль только черная (если нет черной, другую не используйте) без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно после окончания готовки добавить гхи). По желанию в нее можно также добавить молоко, определенные виды шака наподобие шпината; другие немногочисленные ингридиенты мы не упоминаем, поскольку о них в России никто даже не знает. Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше ее доваривать нельзя. Незамужние гопи принимали хавишью, когда молились богине Катьяяни.
Выберите тот уровень поста из трех, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному служению. Время приема прасада и количество - обычные для вас.
Источники: "Падма-пурана", Брахма-кханда, гл. 23; "Сканда-пурана", Вишну-кханда, Карттика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123
Пост прерывается зернобобовой пищей, содержащей урад-дал (т.к. в последний месяц Чатурмасьи соблюдают пост на этот вид дала). Поскольку в России и других странах СНГ большинство преданных не употребляют урад-дал, то прервать пост можно любой зернобобовой пищей.
В эти дни мы также поклоняемся махаджану Бхишмадеве следующим образом: каждый день мы принимаем омовение в Ганге (матери Бхишмадевы) и 3 раза предлагаем ему воду Ганги, произнося мантру "ом бхишмадевая триптатам" - "предлагаю это подношение Бхишмадеве". (Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается этой мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков
пальцев все также сложенных ладоней). Ганга передает деду Бхишме это подношение воды.
Если у вас Ганга поблизости не протекает, то проделывайте это в уме. Также рекомендуется в эти дни читать больше святых имен.
В соответствии с "Гаруда-пураной" во время этой враты также предписано совершать различные виды поклонения Господу, которые перечислены ниже. Вот те подношения, которые рекомендуется предлагать Господу во время
Бхишма-панчаки:
В первый день следует предлагать падму (лотос) стопам Господа.
На второй день следует предлагать листья билвы бедрам Господа (поскольку листья дерева билва дороги Господу Вишну, они очень дороги и Господу Шиве. Каждые три таких листка растут вместе и такое их соединение напоминает по форме трезубец Господа Шивы; эти листья обычно предлагают Шива-лингам).
На третий день следует предлагать гандху (благовония - нечетное количество) пупу Господа. На четвертый день следует предлагать цветок джава плечам Господа. На пятый день следует предлагать цветы малати голове Господа
Если у вас нет всех этих цветов и листьев, то можно предлагать их Господу в уме. А если вы никогда не видели джавы, малати, лотоса и даже билвы, то можете заменить их вашими любимыми цветами (а билву - туласи) и с любовью предлагать Господу, но уже наяву Привлеките милостивое внимание Господа, произнося следующее: "Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими мою любовь с этим цветком(благовонием)". Помолитесь о чем-то сокровенном. Главное, делать это с любовью.
Удачи вам в вашем преданном служении
Вакрешвари дд