История утсава-мурти
Их Светлости Шри Шри Даял-Нитай Шачисута милостиво начали свою историю с 1989 года со святого места Враджа Бхуми в Индии (Вриндавана). Изначальная история пути Божеств такова. Мастер и место Их отлива мне неизвестны.
Такие специфические факты в 1989 году, к сожалению, были ещё далеки для нашей реализации – даже для лидеров русской миссии в России, к которым время относило и меня. Божества и поклонение Им в России было ещё новым и неизведанным служением. Тогда все были сконцентрированы только на одной задаче – книгах Прабхупады. И только о книгах узнавали всё в самых мельчайших подробностях.
Конечно, я не ищу оправдания своей невнимательности к Божествам, но таков был вообще наш духовный рост тогда. Мало было опыта в отношениях с Божествами.
Хотя сейчас, слушая истории даже о книгах Прабхупады в России, к сожалению, понимаешь, что многое уже начало забываться. Такие важные события, как две повальные волны арестов преданных в России в 1982 и 1985, забыты, как забыты и те, кто до них и после них умудрялся оставаться на плаву и продолжал организацию распространения книг.
Теперь, когда нелегальная жизнь миссии позади и можно открыто говорить правду, я авторитетно могу заявить, что даже победная история с книгами в России была очень тесно связана с Божествами. И это были Божества Шри Нрисимхи на моём алтаре. Но это уже другая неизвестная история других Божеств.
Продолжая историю о наших утсава-мурти, хочу отметить, что началась она с моей попытки углубиться в духовную жизнь и желания поклоняться на своём домашнем алтаре не фотографиям Божеств, а настоящим мурти. Поэтому, состоя в исторической первой делегации представителей русской ятры в Индии (совершившей воссоединение нашей миссии с западной), как-то раз в свободное время я обходил во Вриндаване Лой Базар – место, где местные ремесленники предлагали изваяния Божеств.
Следует учесть ещё один момент. Адрес моего ашрама был «виртуальный», то есть с первых дней он всё время переезжал, избегая преследований КГБ. И невзирая на увеличение в моей семье детей, ашрам всегда был базой для проповеди по стране, а страна эта называлась СССР. И из десятков городов, где останавливался мой ашрам, чаще всего приходилось останавливаться в Москве. А в тот 1989 год, когда мы выехали в Индию, мой ашрам был снова в Москве. Так вот для такого именно ашрама и пришлось искать соответствующие Божества, а ими могли быть, конечно же, только Божества самого Господа Чайтаньи – основателя проповеди Кришна-бхакти в Кали-югу.
Выбор Божеств был не быстрый, Их было очень много, и, как мне показалось через несколько дней, от одних Божеств вдохновение было наибольшим. Им и было предложено переехать в Россию.
Но после паломничества по всем святым дхамам вайшнавизма, видя какой размах имеет Ведическая культура в Индии, я почувствовал, как меня гложет мысль – не слишком ли «жирно» устроился я, сидя в Москве, когда в других местах этой культуры не хватает.
В те годы, на протяжении всей истории русского движения сознания Кришны, начатого Шрилой Прабхупадой в 1971 году и распространившегося по всей стране, почему-то, невзирая на полноценные десятки ашрамов и не меньшее количество бхакт в них, всех как магнитом тянуло в Москву. И приезжие бхакты, как заполняли имеющиеся ашрамы в Москве, так и создавали новые. В общем, тогда бхакт в столице было как пчёл в улье, и служение в Москве стало Меккой для всей миссии.
Поэтому по возвращении в Москву я уже имел благословлённый Киртираджем Прабху, тогдашним нашим Джи-Би-Си, план о расширении проповеди по югу Украины, где её недоставало.
В центре этой проповеди теперь были уже не только книги Прабхупады, но и Божества из Святой Дхамы. Эти Божества, приехав в Москву весной 1989 года, тут же со всем ашрамом из десятка бхакт отправились на Украину в Днепропетровск, и оставались там до весны 1990. Они были главной, неотъемлемой частью всей нашей проповеднической миссии. А эта миссия была, без преувеличения, явлением историческим. Ашрам провел первую в истории русской миссии падаятру по 10-ти главным городам Украины, а также посетил столицу Молдавии. Из Литвы, от Санатанадхармы Прабху, милостиво согласились к нам приехать Божества Джаганнатхи. Властелина Вселенной несли на ручном паланкине.
Божества Шри Шри Гаура-Нитай были хранителями и центром моего ашрама. Также по Их милости слуги нашего ашрама – Бхагаватачарья Прабху, Уграха Прабху и бывший Ягья Прия Прабху в Днепропетровске, Одессе, Донецке, Симферополе, Ялте, где наш ашрам начал интенсивную проповедь, смогли помочь: где – основать полноценные общины, а где и храмы открыть. Таковы были результаты одного года служения Божествам моего ашрама на юге Украины. Весной, в 1990, на открытии мною Симферопольской ятры, Божества отметили свою первую Гаура-Пурниму. Наша проповедь по югу Украины, в центре которой стояли будущие утсава-мурти Московского храма, не просто оказалась почти 50% проповеди всей Украины, но разожгла энтузиазм и в оставшейся части республики. По непостижимой воле Провидения летом этого же года, на лекции наших братьев - гостей с запада, нам довелось узнать, что у них каждый декабрь проводится марафон по распространению книг Прабхупады. И с того момента, меня опять начала терзать мысль – не «жирно» ли я живу, пропуская марафоны. А масла в огонь нового откровения подбрасывали просьбы приезжих бхакт из Москвы, указывающих на недостатки организации там распространения книг, и просивших меня вернуться и возобновить тот дух, который был там раньше при мне.
Осенью мысли о Марафоне стали нестерпимы. Я попросил у Ачьюты Прии Прабху (регионального секретаря) отставки с президентского поста Симферопольской ятры, для переезда назад, в свою старую ятру. Так как лучшего места для проведения Марафона Прабхупады чем 18-миллионный город невозможно было себе и представить. Просьба была удовлетворена, и, передав местным бхактам дела, как было оговорено, я вместе с Божествами выехал в Москву.
Старая моя команда бхакт московского храма оказалась задавлена навалившимися на неё масштабами служения, и приняла меня с удовольствием – сразу в совет храма, на должность лидера санкиртаны. Храм тогда был на метро «Колхозная». Поклонение будущим утсава-мурти в основном осуществляла моя жена Ананга-манджари, и её служение тоже можно считать немаловажным вкладом в историю – как начала марафонов Прабхупады в России, так и успеха марафона в Москве.
Немаловажная особенность Божеств в том, что моя близость с ними дала мне возможность организовать марафон Прабхупады в Москве так, что количество книг было рекордным. За декабрь месяц 1990 года было распространено 20 тысяч книг Прабхупады, что соответствовало количеству книг распространённых за двадцать лет истории русской ятры в СССР.
И вот, наконец, предпоследняя история об Их Светлостях, когда Они стали приближаться к алтарю Московской ятры, став ненадолго его гостями. Хотя мы слышали от Прабхупады, что для установления Божеств достаточно одного киртана, и киртаны были не единожды, для пущей верности решили провести еще и официальное Их установление. Пребывая в атмосфере победной эйфории марафона, я решил порадовать своих домашних Божеств обществом Его прославленных слуг московского Марафона, ставших теперь историческими персонажами.
И вот 31 декабря 1990 года Божества моего ашрама впервые попадают на алтарь московского храма. Тогда великие души России – все Махаратхи храма – были вместе, и под их пение была проведена инсталляция, а затем предложен большой пир.
После Марафона Прабхупады вся основная команда храма переехала в новый просторный храм на Беговой. А для меня начались проблемы с поклонением моим Божествам. Мою жену попросили возглавить отдел по поклонению Божествам Московского храма, и времени на поклонение домашним Божествам катастрофически не хватало; мы почти круглосуточно находились в храме.
Однажды, через несколько месяцев, весной 1991, новый храм навестил Киртираджа Прабху. Обсуждая стандарты поклонения большим храмовым Божествам, он указал о необходимости на алтаре маленьких Божеств Гаура-Нитай. Начались «торги» - кто принесёт свои Божества, т.к. новые из Индии привезут не скоро. Когда выяснилось, что никто из лидеров московской ятры так и не согласился принести в храм свои Божества, ради лучшего служения в главном храме России я решил принести в храм свои домашние Шри Шри Гаура Нитай – ведь мы с женой и так находились с утра до позднего вечера в храме.
Вот таков итог истории Их Светлостей – как Они оказались в нужное время и в нужном месте, в главном храме миссии Прабхупады в столице России.
По Своему Божественному Провидению Они пожелали чтоб вначале Им оказал поклонение ашрам Бхарадваджа Даса, одного из первых представителей русской миссии ещё с конца семидесятых, а затем Они низошли к бхактам Москвы.
С тех пор на алтаре главного Московского храма стали раздавать даршаны маленькие утсава-мурти Их Светлостей Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты.
Бхарадвадж дас