Розовый домик за белым забором
Никто не может постичь план Господа. В 2004 году, 16-18 июня, прекратил свое существование один из самых известных в мире храмов Кришны – «храм на Беговой». Ушла в прошлое целая эпоха развития ИСККОН в России.
О событиях, связанных с этим храмом, можно и нужно написать отдельную книгу. Грандиозная волна распространения книг, захлестнувшая всю страну; радио «Кришналока», которое слушали десятки тысяч россиян; фестивали, проводимые в лучших залах Москвы; становление системы вайшнавского образования; тысячи людей, получавших помощь горячим питанием, благодаря программе «Пища жизни», развитие системы нама-хатт – всего не перечислишь!
У большинства московских и многих российских преданных слово «Беговая» ассоциируется с важной частью жизненного пути. Многие получили в этом храме дар святого имени, многие прошли «брахмачарскую школу». Кто-то получал здесь инициацию, кто-то проводил обряды для своих детей. Было много радостных и светлых минут, когда от восторга и радости сердце выпрыгивало из груди, были и тяжелые времена боли и разочарований – как, например, в 1998 году…
Положение храма на Беговой всегда было временным и шатким. Вечная проблема с перезаключением договора аренды на здание, трения с соседями… При этом, храм постоянно рос и развивался. В начале 90-х годов преданные получили «аварийный» жилой дом. К началу 21 века дом 8 корпус 3 по улице Беговая представлял из себя целый комплекс помещений – аж три магазина с вайшнавской атрибутикой и специями, автосервис, три кухни, аудитории для занятий, множество офисов и других помещений, три ашрама – ББТ, санкиртаны и мистический «третий этаж» двухэтажного здания. Еще была комната для приема гостей, куда практически каждый день приходили новые люди, и уютное кафе, известное далеко за пределами общины вайшнавов. И, конечно, алтарная с теплым паркетным полом, стены которой слышали сотни экстатических киртанов и лекций возвышенных вайшнавов. В храм ежедневно приходили десятки вайшнавов и просто гостей.
И вот, когда земля в Москве стала дороже золота, строительные магнаты начали планомерную осаду всего района. Почти год храм жил за строительным забором, периодически оставаясь без света и других коммуникаций; иногда строители перекрывали доступ в храм. Сложно даже представить, что пришлось пережить Госвами Махараджу и Шьяму прабху (президенту храма на Беговой) в бесконечных разбирательствах с чиновниками и строителями. Преданных постоянно провоцировали на конфликт, чтобы решить проблему «силовым» методом. В конце концов, власти пошли на выделение 1 гектара земли для преданных и постройку временных помещений на Ходынском поле.
Переезд оттягивали до последнего – чтобы лучше обустроиться на новом месте. И вот, когда уже были отключены все коммуникации и под стены храма подступили бульдозеры, Божества Шри Шри Даял Нитай – Шачи-сута последними, как капитаны корабля, покинули старое здание.
После переезда преданным пришлось столкнуться со множеством проблем. Наш «социально-ответственный» бизнес и чиновники оставили Божества и храм без воды. Первое время Нирмал Канти прабху и другие преданные каждый день работали водовозами. Сложности возникали буквально во всем – начиная от соседей, имевших куда более могущественных покровителей, чем бабушки с Беговой, до организации питания и быта «в полевых условиях».
Особенно важным было не снизить стандарт поклонения Божествам, выработанный на Беговой, и по праву считающийся одним из самых высоких в Европе. Финансовая ситуация в храме была такова, что пуджари приходилось каждый день покупать несколько овощей и фруктов для приготовления бхоги Божествам на деньги, собранные накануне вечером. Настоящее мадхукари!
В храме на Беговой жили до 80-100 монахов-брахмачари. На Ходынке места для них уже не было. Огромное спасибо Бхактисиддханте прабху и другим вайшнавам, приютившим у себя преданных санкиртаны, пока строился ашрам в Юрлово. Благодаря их аскезе, удалось сохранить преемственность традиций распространения книг и обучения в брахмачари-ашраме.
Первое время на мангала-арати в храме на Динамо приходило 2-3 человека, на приветствие Божеств – немногим больше. И даже во время вечерней службы алтарная была почти пустой. Хотя с исчезновением храма на Беговой московская община прихожан не уменьшилась ни на одного человека, в новый храм почти никто не ходил. Словно община получила «травматический шок», от которого не могла оправиться около двух лет.
Постепенно, благодаря Шьяму прабху, лидерам общины и помощи Госвами Махараджа, ситуация начала налаживаться. Стали проходить большие фестивали. На Джанмаштами теперь приходит до 10000 гостей – против двух-трех тысяч в 90-х годах. Нынешние воскресные программы порой превосходят по количеству гостей праздники вроде Гаура-пурнимы на Беговой. Новый президент храма Радха Дамодар прабху проводит активную политику вовлечения прихожан в жизнь храма. Появились Интернет-трансляции и несколько сайтов, транслирующих происходящее в храме во всемирную сеть. Количество книг, распространяемых во время марафонов, приближается к лучшим временам 90-х. Появилось множество новых активных преданных, находящих все новые и новые способы служения Кришне и проповеди Его славы.
Но все же иногда вспоминается с грустью кирпичный домик розового цвета за белым забором. Как картинка детства, когда все казалось ярче и слаще…
2009 год