Яду Хари дас
Если вы будете покупать махапрасад в нашем храме, спросите обязательно китри от Божеств. Дело в том, что китри утром Божествам готовит, как правило, Яду Хари прабху. Божества очень любят все, что он готовит.
Он очень необычный преданный! Сознание Кришны Яду Хари практикует уже почти 30 лет. За это время было всякое: преследование КГБ, жизненные неурядицы, уход Харикеша Свами и многое другое. Ничто не поколебало решимость этого преданного! При этом, Яду Хари демонстрирует чудеса смирения. Надо ли мыть посуду, чистить овощи, разгружать продукты или проповедовать - он идет и делает. Никаких претензий по поводу своих заслуг в ИСККОН. Его смирение и искренность поражают и подкупают. И преданных, и Божества.
Вот маленький отрывок из его воспоминаний:
"В 1982-м году я жил в Сухуми, у меня было прозвище "йог". Когда приехали трое преданных в наш город, то местные жители сразу сообщили им, что у них уже есть один йог, и дали мой телефон.
Я шел на встречу с ними, сердце сильно билось в предчувствии, что сейчас решится моя жизнь. Фактически я был готов стать преданным Кришны, и убеждать меня не пришлось. Я сразу стал читать 16 кругов маха-мантры, а выполнять все регулирующие принципы цивилизованной жизни тоже не составляло никаких трудностей.
Тогда все преданные соблюдали конспирацию. Встретить их и узнать было трудно. Я практиковал один и читал мантру неправильно, перебирая четки левой рукой.
Однажды в троллейбусе ко мне подошли преданные муж с женой и спросили:
- А что вы делаете?
- Повторяю мантру.
Они очень удивились, потому что в Союзе к тому времени было, наверное, человек 50 преданных, и тут вдруг в одном троллейбусе с ними едет незнакомый человек и повторяет мантру. Они объяснили, как правильно повторять Харе Кришна на четках, и больше я их не видел.
Мы с Амбариши прабху были первыми преданными в Сухуми, потом появился Ямарадж прабху. У нас была система конспирации: три-четыре человека знали друг друга, и один из них знал еще трех-четырех человек другой группы, чтобы в КГБ не мог раскрыть сразу всех.
Амбариша был удивительной личностью. Благодаря ему многие приходили в сознание Кришны. Он был спортсменом и партийным деятелем. Но когда стало известно, что он практикует сознание Кришны, власти исключили его из партии, уволили с работы и завели на него уголовное дело. Мы часто ездили к преданным в другие города.
Когда мы серьезно столкнулись с КГБ, то Харикеша Свами написал, что мы должны всеми способами избегать тюрем и психбольниц. До этого в Сухуми уже посадили всех, остались только я и Рагхава-пандит.
Тогда у КГБ была своя политика. Чтобы не подвергаться его преследованиям, достаточно было просто на суде сказать, что я религией не занимаюсь и не буду заниматься; что это не вера, а блажь; что люди за нами не пойдут; что коммунистическая идеология непобедима и те, кто у руля партии и правительства, сами являются Богами. По сути, нужно было публично отказаться от Господа.
Но у нас была вера. Мы чувствовали руку Кришны. Интересно, что тот, кто отказывался от Бога на суде, действительно "падал", а кто ни при каких обстоятельствах не отказывался, становился сильнее. Признав такой отказ публично, уже невозможно было практиковать дальше. Нужно было обладать большой духовной силой и верой в Кришну.
За мной КГБ ходил по пятам. В тот момент я очень болел и не знал, как избежать тюрьмы. Получилось так, что я подписал документ о том, что буду сотрудничать с ними. Это помогло. Я думал: "Раз они не честны, то и я могу с ними нечестно поступить".
Однажды, когда судили Ямараджа, я был на суде свидетелем, и мне надо было давать показания. Судья спрашивает:
- Как тебя зовут?
-Яду Кулешвара, - это было шоком для судьи и людей.
- Кто тебе это имя дал?
А я думаю: "Если я скажу, что Ямарадж, то его сразу посадят. Но ведь это
Господь Вишну дает имена".
- Ну, Кширодакашайи Вишну, - говорю.
Все со смеху покатились, ничего понять не могут. Все вроде правильно и одновременно ничего не понятно. И это на суде!
Обвинитель Ямараджа меня спрашивает дальше:
-А ты вегетарианец?
Я думаю, мы же едим сыр, масло...
- Нет, не вегетарианец.
Тогда отказ от употребления в пищу мяса считался вредительством. За это по закону наказывали очень строго.
- А что вы едите?
Я стал перечислять все, кроме мяса.
Они опять ничего понять не могут, за что судят. А судьей был отец преданного (Ачарьи-нидхи). Ему нужно было подогнать меня под какую-то статью и упрятать в психушку, чтобы оградить от моего влияния сына. Мы с Ачарья-нидхи (он был юристом) вместе работали и общались. Я давал слушать ему кассеты, прасад.
Позже на меня завели дело, хотели посадить в тюрьму. Но времена изменились, началась перестройка, и преданных стали выпускать из заключения.
Невозможно без серьезных испытаний и усилий доказать Кришне, что ты хочешь к Нему вернуться. Вряд ли можно сидеть и ждать милости. Милость приходит тогда, когда мы приобретаем умонастроение слуги. Видя наше искреннее стремление, Кришна Сам заберет нас домой. Не надо думать, что мы такие замечательные. Нет, замечательный именно Кришна!"