Шьяма дас
Принимая во внимание большую ответственность, которую он взвалил на свои плечи, серьезность, с которой он это делает, его можно без преувеличения назвать "уникумом".
Даже среди вайшнавов, которые сами по себе все необычные души.
О Шьяме Прабху сегодня рассказывает его давний друг и коллега Вишнурата Прабху:
- Я знаю Шьяма, наверное, лет 13, начиная еще с ашрама брахмачари на "Беговой". Надо сказать, что в то время я традиционно ошивался вокруг кухни. В поклонении Божествам меня заняли позже - по благословению Ямараджа Прабху.
Ну а Шьям всегда занимался санкиртаной. И я бы не сказал, что мы с ним общались как-то тесно. Кухня кухней, алтарь алтарем, а санкиртана санкиртаной. Но вот что я всегда подмечал тогда, так это его собранность и чувство вкуса, выделявшие его из общей массы начинающих вайшнавов. Его никогда нельзя было увидеть в разных носках, в расхлябанном виде. Сюда можно добавить также приверженность этикету в поведении и в общении с другими. Иными словами, он тот, с кем всегда было приятно дружить и легко общаться.
Жаль, на санкиртану или какие-то другие совместные дела у нас не было ни времени, ни оказии. Но общее впечатление у меня тогда было очень положительное.
Впрочем, занимался я не только кухней. Время от времени я выходил и на санкиртану, в рождественские "марафоны", которые стали входить в моду, распространял "со столика". Но дальних поездок, "выездной санкиртаны" у меня не было. Это прошло мимо меня. А Шьям был и на выездной, и непосредственно в Москве: по квартирам, по улицам, по-разному. Первых мест, насколько мне известно, он не занимал. Но всегда был стабилен.
Жизнь казалась насыщенной, да в общем-то и была таковой. Мы просто делали общее дело и не думали о том, кто кем дальше станет.
Вместе с тем, нельзя было не обратить внимания на такое качество Шьяма, как стойкость и упорство в сознании Кришны, способность преодолевать даже очень сложные препятствия. У него не было колебаний, когда случился кризис 1998 г. Он остался верен делу Прабхупады и ИСККОН. Это было поразительно. Конечно, не он один. Были еще и Кришнананда Прабху, и Госвами Махарадж, и Радха Дамодар, и другие. Это говорит о том, что люди действительно изучали именно философию сознания Кришны, а не следовали какому-то культу личности, которому мы все в той или иной степени подвержены.
- Когда впервые было обращено внимание на лидерские качества Шьяма, чтобы использовать их в организаторской деятельности?
- Наверное, еще со времен его богатого опыта в Симферополе, когда он там организовывал кафе, благотворительную программу "Пища жизни". Кафе успешно работало какое-то время, обслуживало студентов, по-моему, там была большая группа студентов из Индии. Кафе выходило на хороший городской уровень.
- А в Москве?
- По-моему, это было в 1999 г. Госвами Махарадж попросил его заниматься руководящей работой в московском храме. Времена были "демократические", и менеджмент, что называется, попросту "плыл по течению". Все департаменты существовали как бы сами по себе: пуджари, гостевая, кухня и т.д. Амрита Прабху пытался это как-то склеивать, когда занимал должности бухгалтера и вице-президента. Царила, в общем-то, довольно аморфная структура.
Вот тогда-то Госвами Махарадж и попросил Шьяма заниматься московским храмом. И Шьям принялся выстраивать определенную вертикаль управления.
- Эта было попыткой применить модель, присущую "кармическому" обществу? Насколько это оказалось успешным?
- Так или иначе, это всегда эффективная модель, поскольку там есть центроначалие, ответственность и порядок, в противоположность анархии. Очевидно, что без сильного управленческого ядра организация существовать не может. Невозможно вести правильно документацию, бухгалтерию, решать задачи по организации праздников, представительства в органах власти. Человек, стоящий во главе религиозной организации, должен отвечать за действия прихожан перед властями.
- Насколько успешной была стратегическая и тактическая деятельность Шьяма в условиях, когда люди разобщены?
- Ему и впрямь пришлось выслушивать множество критики в свой адрес. Люди привыкли жить по старинке, у каждого имелся свой теплый уголок, и работать на общий результат никто не хотел. Были какие-то ошибки и у него, конечно. Но общее направление на то, чтобы определить общие цели, оказалось правильным. Одиноким он не оказался: нашлись те, кто захотел реально его поддержать. Например, Сиддханта Прабху, сам Госвами Махарадж. Ну и я старался по мере сил и возможностей.
Мне очень понравились два Джанмаштами, которые прошли под его непосредственным руководством, когда он смог сподвигнуть всех обитателей храма на Беговой на общее служение. Между прочим, та форма проведения фестивалей, которую мы практикует сейчас, была как раз впервые опробована и заложена им в то время. Мы впервые стали проводить праздники на своей территории, сооружать шатры-пандалы, устраивать "народные гуляния".
Более того, сначала это было на нашей территории, а потом стали занимать и территорию сквера. Это стало возможной лишь благодаря слаженной работе всего храма и четкого управления. Тут не нужно обижаться или мнить себя в чем-то ущемленным. Вскоре появились и прекрасные плоды усилий. А ведь еще и другие позитивные моменты обнаружились: фактически Шьям заложил новую основу - храм как центр индийской культуры, эдакий "индийский теремок". Раньше-то индийцы всегда собирались где-то на стороне.
Также к числу достижений Шьяма Прабху можно добавить развитие кафе "Ганга". Безусловно, появление ашрама брахмачари в Юрлово - плод его колоссальных усилий. Да и сам портал Кришна.ру родился после целого года большой работы с его непосредственным участием. Много сил ушло на организацию временного храма на "Динамо": строительство и налаживание отношений с соседями. А сейчас Шьям тянет на себе львиную долю рутинной работы по проектированию и согласованию документации нового храма.
Следует понимать, что даже в проектах, в которых он непосредственного участия не принимает, например, фестиваль Нарасимха Чатурдаши или Кулимела, он несет ответственность перед органами государственной и муниципальной власти как должностное лицо. В наше время далеко не каждый решится на такую смелость.
На него ведь свалились и новые заботы, когда над храмом завис "дамоклов ковш" Донстроя...
Во взаимоотношениях с местными властями в конце 90-х создалась острейшая проблема. Натянулись до предела отношения с управой района, префектурой. Потребовалось много усилий для того, чтобы изменить к лучшему испортившиеся отношения. Мы искали контактов с префектурой, доказывали, что Общество сознания Кришны не какой-то "маргинальный культ", "мешающий нормальной жизни" горожан. И постепенно лед стал таять, даже удалось вернуть к жизни "Пищу жизни" непосредственно у нас в районе, проводились субботники по уборке соседних парков. То, что власти постарались предоставить место для храма на Ленинградке, а потом в Молжаниново, было следствием вот таких шагов по налаживанию отношений с властями. Благодаря Шьяму, Кеши Дамане Прабху, Радха Дамодаре Прабху, другим серьезным вайшнавам, благодаря их совместной работе, отношение московских властей к Обществу сознания Кришны, наверное, самое лучшее за все предыдущие годы.
Шьяму было, конечно, тяжело от таких сильных ударов. То, что кто-то что-то отнял да не разрешил, это еще полбеды. Реакция на происходящее - это куда страшней может оказаться. Тем более, если речь идет о разладах внутри общины. Приходится объяснять людям, почему не получается то или это...
- В каком состоянии сейчас находится проект, которым руководит Шьям?
- Это лучше знает, конечно, Госвами Махарадж. Он - его главная опора и вдохновение. Что касается проекта, то в принципе уже сообщалось, что начали проводить геодезические исследования.
- А как быть с общиной вайшнавов? Некоторые считают, что ОСК ныне превращается в некую "воскресную религию".
- Я не считаю, что идет такое превращение. Сейчас наблюдается серьезный переломный момент, и он естественен. Прежде все двигала организация ОСК: идеи, начинания. Сейчас все больше вырастает зрелых преданных, "профессиональных" преданных, если хотите. Красноречиво свидетельствует об этом проект журнала "108". Адриан захотел, вдохновился сознанием Кришны да и начал выпускать этот журнал. Очень меня вдохновляет также Ангира-муни Прабху с его "Золотым Веком" и системой нама-хатт. Нама-хатты действуют вполне автономно. Так что я не думаю, что ОСК превращается в "воскресную религию". Разные люди находят в сознании Кришны свое место, свое служение и начинают его развивать как свое личное нарождающееся отношение к Господу. Мне кажется, что за этим будущее. Развитие сознания Кришны - это когда люди будут принимать то или иное направление. Например, так действует новое радио "Кришналока", хоть и виртуальное, оно появилось благодаря Аударье-дхаме Прабху. В перспективе, я думаю, светлое
будущее ожидает частные вегетарианские рестораны и кафе. Также и фестивали могут брать на себя разные группы прихожан. В этом году у нас были хорошие примеры, например, в Нарасимха Чатурдаши. Проект осуществлялся при участии ИСККОН, но в основном, благодаря инициативной группе прихожан. А Кулимела? Это было полностью творческой идеей и воплощением этих идей нашими вчерашними гурукулятами.
- Вы видите развитие общины именно в этом? Не может же все решать только один человек - Шьям!
- То, как может развиваться московская община вайшнавов, интегрироваться естественным образом в столичное и российское пространство, интересует многих. Думаю, что и Шьям не ограничивается лишь оперативными планами, держа в голове и долговременное развитие общины.
- Как Вы оцениваете сегодняшние возможности московской общины?
- Роль ИСККОН как административной единицы в том, чтобы объединять разные проекты, однако исполнение нужно делегировать общине. Тут, наверное, правильней говорить не о Шьяме, а о Божествах - люди делают какие-то вещи, а потом предлагают результат Божествам. Роль Шьямы и административной структуры в том, чтобы поддерживать их начинания, предавать им больше официального статуса.
- Что бы Вы пожелали Шьяме Прабху и нашим лидерам-общинникам? Чего не хватает?
- Наш новый этап - это движение к здоровой и естественной коллегиальности. Я думаю, Шьям достаточно широко смотрит на мир, а если в чем-то он и сепаратичен, так это лишь необходимый элемент профессиональной работы. Профиль его служения не предполагает абсолютной прозрачности, поскольку речь идет об отношениях с чиновниками, представителями властных структур, чья деятельность протекает по своим законам. Шьям не слепая машина, он похож на многих из нас, также ошибается, иногда допускает просчеты. Однако его постоянство и настойчивость в достижении идеалов в сознании Кришны вызывают уважение и желание сотрудничать с ним. Я бы пожелал Шьяму, чтобы у него было больше возможностей опираться на здоровые силы, какие-то структуры нашей общины, такие, как Бхакти-врикша, нама-хатта Медини-пати, молодежную нама-хатту Мити&Даши. Они обладают правильным сознанием и могут решать масштабные задачи. С ними, безусловно, приятно сотрудничать.
А лидерам общины я бы пожелал больше самостоятельности, но при этом и больше сотрудничества. Методы административные, которые работали в 90-х гг. ныне себя изжили. Нужно давать большие полномочия преданным из общины и вдохновлять их, сохраняя при этом четкую организационную структуру. Важно не пилить эти два рельса. Было бы наивным надеяться на то, что вот де сейчас свернем административный аппарат и община построит в одночасье Царствие Божие. Нет, тут важно найти золотую серединку. Ради правильного сотрудничества. За этим стоит и наше будущее.
С ВИШНУРАТОЙ Прабху беседовал ЯДУНАНДАНА дас