Мурари Гупта
Господь Чайтанья: Если кто-нибудь оскорбит Мурари или увидит в нем недостатки, ему не спастись, даже миллион раз погрузившись в Гангу. «Мурари Гупта» означает, что Верховный Господь (Мурари) тайно (гупта) пребывает в сердце
этого великого преданного.
Мурари Гупта был племянником Джаганнатхи Мишры и приходился Господу Чайтанье двоюродным братом. Родился он в Силхете, в провинции Шри-хатт, и был аюрведическим доктором. Впоследствии он переселился в Навадвипу и лечил не только физические, но и духовные недуги людей, поскольку сам был великим преданным.
Одно время Мурари увлекался «Йога-васиштхой», учением имперсонального толка, но Господь еще ребенком избавил его от заблуждений.
Как-то раз Мурари в компании друзей шел по дороге, обсуждая с ними вопросы йоги. При этом он не замечал, что за спиной у него идет Гауранга, который передразнивает каждый его жест и фразу. Наконец, Мурари оглянулся и заметил Его:
— За что только люди хвалят Тебя?! Ты, кажется, Нимай, сын Джаганнатхи Мишры? Я слышал, как все восхищаются Тобой, но не понимаю — за что?
Махапрабху ответил:
— Увидишь. В полдень, когда ты сядешь обедать, Я кое-что покажу тебе!
Загадочная фраза немного смутила Мурари, но, вернувшись домой и уйдя с головой в дела, он совсем позабыл о происшедшем. Когда же настало время обедать, Мурари, проголодавшийся за день, с удовольствием принялся за еду.
Тем временем Господь Чайтанья завязал на бедрах красивое дхоти, собрал волосы в узел, одел на шею четки из туласи, а грудь украсил двумя нитками жемчуга.
В таком виде Гауранга появился в доме Мурари Гупты. Войдя в комнату, Он позвал:
— Мурари!
От неожиданности Мурари замер. Он вспомнил обещание Нимая.
— Кто там?!
— Можешь не вставать, — ответил Господь, появляясь перед ним. Гупта не узнал утреннего проказника и, глядя на Него с нескрываемым изумлением, положил в рот рис, который держал в руке, после чего потянулся за следующей горстью. Но тут Господь подошел и помочился прямо ему в тарелку.
— Что Ты делаешь?! — вскричал Мурари. Его возмущению не было предела. — Тебе не стыдно?
А Гауранга, радостно хлопая в ладоши, говорил:
— Ты оставил путь преданности и пошел путем йоги. Забудь о карме и гьяне, и просто всем сердцем поклоняйся Радхе и Кришне. Если человек привязан к материальному, сознание его останется нечистым. Господь всепроникающий, Он преисполнен бесконечного сострадания. Почему же ты причиняешь боль такому милостивому Господу, не желая служить Ему?
Сказав это, Гауранга неожиданно исчез. Мурари кинулся искать Его, но Нимая нигде не было.
В сердце Мурари закралось сомнение: он подумал, что этот красивый мальчик — Нимай, сын Шачи-деви. Чтобы удостовериться в этом, он поспешил в дом Джаганнатхи Мишры.
Джаганнатха Мишра и Шачимата радостно встретили гостя и позвали его в дом, но тот не мог вымолвить ни слова. Глядя в прекрасное лицо Гауранги, он забыл обо всем, что несколько минут назад случилось в его доме, и застыл от нахлынувших на него духовных эмоций. Затем он рухнул к лотосным стопам Господа, выражая Ему почтение.
Господь же смотрел на все это широко открытыми глазами, и лицо Его выражало недоумение, словно Он не понимал, что здесь происходит. И тогда Шачимата спросила Мурари:
— Пожалуйста, скажи, что натворил мой сын? Пусть все страдания за Его шалости обрушатся на нашу с отцом голову, а Он пусть живет долго и счастливо. Благослови Его!
Улыбаясь им в ответ, Мурари сказал:
— Нимай — Верховный Господь, опора вселенной. Вы самые удачливые родители во всех трех мирах. Заботьтесь о Нем и помните мои слова: ваш Вишвамбхара — Сам Всевышний!
Мурари Гупта выбежал из дома Джаганнатхи Мишры. Не зная, куда идти, он свернул к дому Адвайты Ачарьи. Упав к стопам Адвайты, Мурари сказал:
— Только что я увидел в доме Джаганнатхи Мишры удивительного мальчика. Его имя Нимай. Он полностью запределен этому миру и при этом счастливо играет с друзьями, словно обыкновенный ребенок!
Адвайта Ачарья радостно обнял Мурари Гупту, и они позабыли обо всем на свете.
Расстройство желудка
Мурари Гупта шел домой, вспоминая Господа Нитьянанду и Гаурангу. Он был опьянен любовью и потому вел себя как безумный. Придя домой, он ни с того ни с сего приказал жене принести ему поесть, и та поспешно поставила перед ним тарелку.
Мурари Гупта, без ума от любви к Богу, смешал рис и топленое масло и позвал:
— Кришна! Иди, покушай!
Он схватил с тарелки горсть риса и подбросил его в воздух. Затем он схватил еще одну горсть, затем еще, и так — пока весь рис не оказался на полу. Его жена стояла и молча наблюдала за мужем. Когда в тарелке больше ничего не осталось, она улыбнулась и поставила перед ним еще одну, полную свежего риса. Она знала, что ее муж — великий преданный Господа, и, подавая ему прасад, она повторяла имя Кришны, умоляя, чтобы Мурари был осторожнее.
На следующий день рано утром к Мурари пришел Господь Чайтанья. Увидев Его, Мурари упал в поклоне, а затем с любовью спросил:
— Что привело Тебя ко мне?
— Я пришел лечиться от расстройства желудка.
— А что Ты ел вчера?
— Как! Разве не помнишь?! Ты же сам просил Меня: «Ешь, ешь!». Всё уже забыл! Ничего, твоя жена помнит. Ты угощал Меня, а Я не мог отказаться. Вот теперь и лечи
Меня от риса, которым сам же и накормил. Я знаю, что если выпить побольше воды, то станет легче, и твоя вода наверняка Меня вылечит.
С этими словами Господь схватил стакан Мурари и залпом выпил воду, которая в нем была. На лице Его отразилось полное удовлетворение, как если бы Он попробовал нектар.
Гаруда
Однажды, находясь в доме Шривасы Пандита, Махапрабху неожиданно для всех явил облик Господа Вишну, держащего в руках раковину, диск, булаву и лотос, и стал громко звать:
— Гаруда! Гаруда!
В дом Шривасы вбежал Мурари Гупта. Он был в таком глубоком духовном трансе, что позабыл обо всем.
— Я здесь, о мой Господь, я явился по твоему зову!
Когда Господь снова позвал Гаруду, Мурари повторил:
— Я здесь, мой Господь!
Господь Чайтанья взобрался Мурари на плечи, и тот побежал по дому со скоростью ветра. Преданные, увидев эту сцену, преисполнились блаженства и стали молиться:
— Господи, не дай нам забыть это зрелище!
Некоторые хлопали в ладоши, а другие с любовью говорили:
— Какой у нас удивительный Верховный Господь!
Мысль о самоубийстве
Однажды Мурари Гупта подумал: «Я не в силах постичь деяния Господа. Порой Он покровительствует Своим преданным, а порой наказывает их. Он победил Равану и весь его род, чтобы вернуть Свою Ситу-деви, но потом отверг Ее. Какая логика в таком поступке? Он допустил гибель династии Яду — Своих дорогих друзей и родственников.
Пока Господь здесь, нужно не упустить момента и оставить тело». Сделав такой странный вывод, Мурари принес откуда-то большой острый нож и спрятал его у себя дома, думая: «Ночью я с удовольствием избавлюсь от этого тела». Тем временем Господь Чайтанья, зная о намерениях Мурари, неожиданно появился в его доме.
Мурари пригласил Господа войти и предложил Ему сесть.
— Мурари, у Меня есть к тебе одна просьба, — сказал Махапрабху.
— Мой Господь, проси что хочешь, мои тело и душа принадлежат Тебе! — ответил Мурари.
Господь прошептал ему на ухо:
— Принеси Мне нож, который ты спрятал.
Мурари невольно вскрикнул:
— Господи! Кто сказал Тебе эту ложь?
— Мурари, ты очень наивен, если думаешь, что кто-то сообщил Мне об этом. Я знаю даже кто сделал этот нож, и где он сейчас хранится.
Ничто не укроется от всеведущего Верховного Господа. Он прошел в дом и достал нож.
— Что Я сделал не так? — воскликнул Он. — Почему ты решил покинуть Меня? Откуда у тебя в голове взялись такие мысли? Обещай Мне, Мурари, что забудешь все свои сумасбродные планы!
Господь Чайтанья обнял Мурари Гупту и положил его руку Себе на голову.
— Если опять захочешь умереть, лучше убей Меня.
Мурари упал перед Господом и слезами любви омыл Его стопы. Господь поднял его и прижал к груди, тоже плача от любви к Своему чистому преданному.
Господь Рамачандра
— О Мурари, — сказал как-то Господь Чайтанья, — Я знаю, ты любишь Меня. Но почему бы тебе не поклоняться Кришне, который держит в руке Свою флейту, и чье тело цветом напоминает синий сапфир? Поклоняйся Шримати Радхарани, дочери царя Вришабхану, ибо Она — изначальная энергия Господа. Служи гопи, и ты обретешь милость Кришны, который вечно пребывает во Вриндаване.
Молитвенно сложив руки, Мурари попросил:
— Мой Господь, Я хочу увидеть Тебя в облике Рамы!
И Гауранга явил ему трансцендентный облик Господа Рамачандры, тело которого цветом напоминало свежую зеленую траву. Его окружали Сита, Лакшман, Бхарата и Шатругна. Ноги Мурари подкосились от нахлынувших чувств, и он упал на землю. Господь благословил Его:
— Каждая клеточка твоего тела, Мурари, всегда будет пронизана любовью к Богу. Ты Мой вечный преданный, а Я — твой возлюбленный Господь!
Во время маха-пракаша-лилы
Это произошло в доме Шривасы Тхакура, когда Господь Чайтанья сел на трон Вишну и в течение двадцати одного часа являл всем собравшимся Свою божественную природу, награждая преданных благословениями.
Среди собравшихся преданных Он заметил Мурари Гупту.
— Мурари, прочти Мне свои стихи!
Мурари Гупта прочел несколько шлок из своей книги «Шри Кришна Чайтанья-чарита», описывающих несравненно прекрасный облик Господа Рамачндры. Как только он закончил, Господь Гауранга возложил Ему на голову Свои лотосные стопы, а затем пальцем написал у него на лбу: «Рамадаса».
— Мурари, — проговорил Он, — с этого дня тебя будут звать Рамадаса. Без Господа Рамы ты не можешь прожить и мгновенья. О Мурари! Взгляни на Меня! Я и есть твой Господь Рагхунатха!
И в этот миг Мурари Гупта увидел на месте Шри Чайтаньи своего возлюбленного Господа Рамачандру. Господь сидел на царском троне с луком в руке, тело Его было цвета свежей зеленой травы, а рядом с Ним стояли Сита-деви и Лакшман. Вокруг собрались вожаки обезьян и возносили молитвы своему Господину. Мурари вдруг ощутил себя Хануманом и, увидев своего возлюбленного Господа Рамачандру, впал в глубокий транс и потерял сознание.
— Эй, Хануман, ты, кажется, забыл, как злобный Равана подпалил тебе хвост? — рассмеялся Господь Чайтанья.— Я тот Господь, которому ты поклонялся. Теперь мы снова вместе. Поднимись, Мурари! Ты дорог Мне, как сама жизнь! Я — Рамачандра, а ты — Хануман! Посмотри на Лакшмана, которого ты спас, и поклонись Ситадеви, чья печаль вызывала у тебя столько слез!
Слова Господа привели Мурари в чувство. Поднявшись, он вновь увидел эту удивительную сцену и разрыдался, не в силах сдержать себя.
— Проси у Меня любое благословение, — повелел Господь Чайтанья.
— Мне ничего не нужно, — еле слышно проговорил Мурари, — позволь мне лишь вечно петь Тебе славу. Куда бы я ни попал, где бы ни родился, я хочу всегда помнить о Тебе. О мой Господь, не дай мне забыть, что я Твой слуга!
— Быть посему! — ответил Господь, — Я дарую тебе это благословение!
Обратившись ко всем собравшимся, Господь провозгласил:
— Если кто-нибудь оскорбит Мурари или увидит в нем недостатки, ему не спастись, даже миллион раз погрузившись в Гангу. «Мурари Гупта» означает, что Верховный Господь (Мурари) тайно (гупта) пребывает в сердце этого великого преданного.