За что я люблю Бога?
Когда Господь, видя, что творится у тебя в уме и на сердце, ставит тебя в ситуацию, которая одновременно помогает тебе задуматься и очиститься, оценить глубину грязи в своем сердце – и, соответственно, глубину Его милости...
Сначала я хотела назвать эту запись «утро пуджари». Но, если по сути – какой я пуджари? Так, мимо проходила… Немного повар, иногда помощник, еще реже – охранник Господа где-нибудь на харинаме. В алтаре я бываю очень редко, в крайних случаях.
И сегодня этот крайний случай, кажется, настал.
По порядку.
Сегодня ночью я не спала – почти. Судя по будильнику, удалось продремать около часа, но я этого не почувствовала. Скажем так: сделала вид, что поспала. Организм сделал вид, что поверил. Вчера был экадаши и – вот радость-то! – ночной киртан. Душевный такой, громкий. Спать было невозможно.
В три утра зазвонил будильник – сегодня я собралась встать пораньше – подобрать одежды, буде собралась с Вишнуратой в алтарь – посмотреть, что там вообще люди по утрам с Богом делают. Как выглядит на практике страшное слово «шодашопачара-пуджа».
Как бы не так.
В 3.34 – звонок. «Извините, поднимайть Божеств вам придется своими силами. Ищите Карандхара, он… когда-то видел, как это делается». «Карандхар спит – а его обычно из пушки не разбудишь» - «Так он вообще еще не встал?! Тогда будите Бога сами». Дак Они и не спали сегодня… ага, вот и логика происходящего: как это я буду спать, когда мой Господь этого не может сделать? – «В общем, буду через полчаса».
Как бы не так еще раз…
К счастью, на ночной киртан оставалась Юга-прия – утреннее служение тоже знает в основном теоретически, но она хотя бы ВИДЕЛА, как ЭТО делается. Ладно. Вдвоем – она с параферналиями, я со «стандартом» - предлагаем Господу «утренние процедуры».
Договариваемся, что мангала-арати проведу я.
4:15, пять минут до службы. Снова звонок. Омывать и одевать Божеств, похоже, придется тоже самостоятельно. Начальника свалила неизвестная науке болезнь, он не придет совсем. Снова предложение разбудить Карандхара. Легко сказать… Когда через пару минут проходит первый шок от услышанного, зову Юга-прию. Это она тоже видела, а я даже делала – правда не в этом храме, и по довольно-таки другому стандарту. Впрочем, выбора у нас все равно нету.
Пока провожу мангала-арати, Юга-прия в спешном порядке собирает необходимые ингредиенты. Народу в алтарной много – ночной киртан был, не абы хны.
Служба заканчивается, и вот оно – самое страшное. Куда бежать, за что хвататься… Хватаемся за «стандарт» - как за спасительную соломинку. Причем последнюю.
Так… установка асаны, поклонение колокольчику, раковине, освящение воды для поклонения. В далеком Владимире, где меня учили омывать Божества, таких страшных слов как гханта-пуджа и вишеша-аргхья отродясь не слышали. О! Тут же недавно на ягье видела, как Шиталанга Гауранга, наш гость из теплой Южной Индии, вышеупомянутые церемонии проводил. Повторяю, сверяясь со стандартом.
Юга-прия тем временем готовится предложить Господу церемонию омовения. Параллельно предлагаем первые семь упачар – те, которые относятся к приветствию. Значит, по-русски говоря, приглашаем, приветствуем, предлагаем воду для омовения стоп, очищающую воду-аргхью (не вода это вовсе, но речь не о том), воду для полоскания рта, потом – сладкую смесь из меда, йогурта и гхи, мадхупарка называется, и снова прополоскать рот.
Смутно вспоминается, что переодевать Божеств надо было после всего этого, а не до. Ладно – не видела, не знаю. Может, здесь и так.
Договорились, что Юга-прия поклоняется Господу Чайтанье, а я Нитьянанде.
Омывать приходится по очереди – а пока вспоминаю, что надо приготовить фрукты для найведьи – это дцатая по счету упачара. Ближе к концу, в общем.
Минут через 10 возвращаюсь в алтарь. Юга-прия уже одевает Господа Чайтанью. Купальня, соответственно, свободна. И тут я с ужасом понимаю, что не представляю, что делать дальше – я же никогда не видела, как здесь омывают Божества, и сейчас тоже пропустила. Мысленно предаюсь Господу Нитьянанде и стандарту поклонения и начинаю…
Передо мной Господь Нитьянанда, источник Ананта-Шеши, который держит на Своей голове все Вселенные. Изначальный духовный учитель. Тот самый Господь Нитьянанда, пришедший 500 лет назад в Экачакре и являвший Свои удивительные, непостижимые простому обывателю (да и непростому тоже!) игры. Это Он, играя роль авадхуты, ходил по Навадвипе, приводя в смущение ее жителей загадочным поведением и пленяя девушек Своей непревзойденной красотой. Господь Нитьянанда – лучший из спутников Господа Чайтаньи и первая экспансия Верховного Господа – источник всех остальных Его экспансий и воплощений.
И вот этот Господь стоит передо мной. Точнее, я сижу перед Ним. Я не могу увидеть всех уровней Его величия – да оно и к лучшему. Сознавая в полной мере, КТО передо мной – разве могла бы я Ему поклоняться? Мне бы оставалось только вжаться в пол, понимая свою ничтожность… Даже молитвы бы вознести не рискнула, боясь нанести какое-нибудь оскорбление.
А тут – омывать. То, что в Экачакре делала Падмавати Деви – возвышенная душа, получившая возможность стать матерью Самого Господа, то, что делали в Навадвипе лучшие из преданных Господа Чайтаньи, проводя торжественную церемонию Вьяса-пуджи…
Но суть-то не в этом. Господь скрывает от нас Свое величие, милостиво позволяя служить Себе. Но… Он остается Верховным Господом. Да-да, тем самым. Который в полной мере обладает шестью достояниями – непревзойденной красотой, в частности. И воплощаясь в Божестве, Он сохраняет Свою красоту. Опять же, настолько, насколько это могут воспринять наши материальные, несовершенные глаза и столь же материальный и несовершенный ум. Но и того хватает. Что должен чувствовать человек, который приближается – а тем более прикасается! – к самой Воплощенной Красоте? А еще – Воплощенному Изяществу, Мужественности, Очарованию… Ананта-Шеша не может описать все качества Верховного Господа, а тут я – на тебе! – пытаюсь.
В общем, передать ощущения сложно.
Отбросив в сторону все лишние мысли и сосредоточившись на своем служении, делаю Господу массаж с ароматическим маслом, а затем натираю Его трансцендентное тело глиной для тилаки и лимонным соком.
Теперь собственно омовение. Аккуратно поливаю Господа водой из отделанной серебром раковины, декламируя стихи из Брахма-самхиты – какие придут на ум, потому что порядок от волнения вылетел из головы.
Теперь, кажется, одевание… Ан нет. Впереди самое сложное, как выяснилось, действие, о котором я раньше как-то не задумывалась. Надо поставить Господу Нитьянанде тилаки – ведь, придя в этот мир 500 лет назад, Он играл роль преданного. О красоте тилаки на любу Господа упоминают многие гимны и молитвы. Господь все делает совершенны образом – в том числе и ставит Себе тилаку. А вот Его преданные… Возможно, это приходит с опытом. У меня ушло минут двадцать или около того.
Вот теперь можно одевать. Это я уже целых два раза делала, так что примерно представляю что к чему. Но быстро все равно не получается.
Юга-прия уже предлагает те самые подготовленные мной фрукты. И между делом сообщает мне, что до приветствия осталось всего ничего.
В алтаре – полный раздрай. С Божеств то и дело падают короны, внося свой вклад в общую суматоху.
Между тем, в алтарной уже поют «Джая Даял Нитай, Джая Шачи-сута!». Преданные жаждут увидеть своего Господа.
Быстро предлагаю незаслуженно забытые благовоние и светильник – вообще-то это надо было сделать перед предложением фруктов… ну лучше поздно, чем никогда.
В последний момент показываю Божествам зеркало. Юга-прия уже трубит в раковину. Алтарную наполняют звуки Говиндам-ади-пурушам.
После приветствия преданные подходят к алтарю – разглядеть Господа поближе и вознести молитвы. Но алтарь приходится закрывать – приводить в порядок все, что недоубрали и недомыли.
Через минут десять открываю снова – как раз заканчивается гуру-пуджа Шриле Прабхупаде и начинается киртан. Преданные снова поворачиваются к Божествам и танцуют перед Ними.
У меня же вдруг подкашиваются ноги. В изнеможении опускаюсь на пол пуджарской. Набираю смс-ку начальнику – одели, мол. И даже остались живы. По ходу замечаю, что начинают трястись руки.
Кажется, до меня просто начало доходить, ЧТО и с КЕМ я сейчас делала. О, Господь…
Так вот, к анонсированной теме сообщения – за что я люблю Бога?
Прошу понять меня правильно – настоящей, искренней любви у меня нет, и пока не предвидится. Меня так же, как и всех остальных, раздирают на части материальные желания и подгрызают изнутри вожделение, гнев и жадность. Какая уж тут любовь… Да еще к Богу.
Но я Его уважаю – просто, по-человечески. И вот за что.
Во-первых, за Его красоту и Его величие. Что бы не творилось вокруг… «Приглядитесь к Божествам, и вы поймете, что так прекрасен может быть только Господь».
Во-вторых – за милость. Кого и откуда Он вытаскивает, чтобы занять служением Себе! Скольких обусловленных душ Он привлекает Своими непостижимыми качествами! Мы очарованы формами материального мира – но неизменно трансцендентный Господь проявляется в материальных элементах, чтобы привлечь нас к Своей вечной, духовной форме. Он вновь и вновь очаровывает нас, не давая забыть о Нем. Он милостиво ограждает нас от ошибок и оскорблений – хотя мы так стремимся создавать себе проблемы! Он входит в наш ум и в наше сердце, хотя там столько грязи… На малейшее желание служить Ему он отвечает великой любовью. Он видит все наши анартхи и материальные желания, и все же…
В общем, в третьих – и в главных, за что я уважаю Бога. Бог – Он умный. Когда слышишь, что Господь видит прошлое, настоящее и будущее (три-кала-гья), что Он обладает всей полнотой знания и знает сердце каждого живого существа – это принимается лишь на уровне теории. Но когда воля Господа начинает проявляться в твоей жизни… Когда Он, видя, что творится у тебя в уме и на сердце, ставит тебя в ситуацию, которая одновременно помогает тебе задуматься и очиститься, оценить глубину грязи в своем сердце – и, соответственно, глубину милости Бога. Одним своим действием Господь решает множество задач. Он одновременно наслаждается отношениями с разными преданными. Одной и той же ситуацией Он дает каждому свой урок. Порой этот урок становится понятен много позже, но это говорит только о том, что мы недостаточно понятливы. И о том, насколько Он нас умнее…
Таков Бог. Что и кому Он хотел сказать тем, что случилось сегодня утром? Мне Он дал два урока – увидеть Его милость и увидеть свое сердце.
Спасибо тебе, дорогой Господь! Спасибо, что занимаешь меня служением Тебе!
Вся слава Вам, Шри Шри Даял-Нитай Шачисута!!!