Проявления Господа Баларамы
Вселенная полна загадок. Ученые и философы, знатоки Вед и астрономы… да что там – кто из нас не смотрел на ночное небо в тщетной попытке проникнуть в эти тайны. Сколько звезд во Вселенной?
Что вообще такое Вселенная и каков ее источник? Тысячи планет, миллионы управляющих полубогов, бесчисленное множество живых существ… Никто из людей – и не только людей! – даже сам Брахма, вторичный творец Вселенной, не смог до конца познать происходящее в ней.
Согласно Ведам, 14 планетных систем – собственно обитаемая часть Вселенной, находится в стебле гигантского лотоса. Ум большинства людей не в состоянии даже представить, как это может выглядеть. Это иная геометрия, иное мировосприятие, недоступное обычным людям. Согласно этой системе отсчета, наша Земля одновременно круглая и плоская – зависит от того, кто и откуда смотрит.
Разумный человек, глядя на сложнейшее устройство окружающего нас мира, непременно задумается – откуда же все это взялось?
Этот вопрос, кстати, волновал даже Брахму на заре творения – обнаружив себя на гигантском лотосе посреди бушующего океана, он захотел выяснить, откуда же растет этот лотос. И не смог. Это оказалось непостижимым даже для него. Что уже говорить о философах и мирских ученых?
Пожалуй, знатоки Вед ответят на упомянутые вопросы лучше всего. Ведические гимны подробно описывают процесс сотворения Вселенной. И Того, кто является причиной этого творения. К сожалению, наш несовершенный разум не может осознать, а ум представить, но…
Сотворив миллионы вселенных, первый пуруша вошел в каждую из них в образе Шри Гарбходакашаи Вишну. Гарбходакашаи Вишну вошел во Вселенную и обнаружил, что там царит только тьма, и у Него нет обители. Тогда Он погрузился в размышления. После этого Он сотворил воду, которая в виде пота изошла из Его тела и заполнила половину Вселенной.
Вселенная простирается на пятьсот миллионов йоджан (примерно 6 500 000 000 километров). Она имеет одинаковую протяженность в длину и ширину.
В той части вселенной, что была заполнена водой, Гарбходакашайи Вишну создал Свою обитель, а в другой ее части Он проявил 14 миров.
Из пупка Гарбходакашаи Вишну вырос лотос, на котором родился Господь Брахма. В стебле этого лотоса расположились 14 миров…
Так Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» коротко описывает процесс творения. Говорит он и о сотворении материальных элементов, и о Причинном океане, и о махат-таттве. Он описывает величие творения, пуруша- и гуна-аватары Бога, духовный и материальный миры. А глава называется… «Величие Господа Нитьянанды-Баларамы».
Кришна, Верховная Личность Бога, является источником всех воплощений. Господь Баларама – Его второе тело. Они суть одна и та же личность. Их разнит только облик. Господь Баларама – первая экспансия тела Господа Кришны, и Он помогает Кришне в Его божественных играх.
Господь Баларама – это изначальный Санкаршана. Чтобы служить Господу Кришне, Он предстает в пяти ипостасях. Сам Он помогает Господу Кришне, а в четырех других образах творит мироздание. Во исполнение воли Господа Кришны Он проявляет материальный мир, и в облике Господа Шеши Он всячески служит Кришне.
Материальный ум устроен так, что нам сложно понять природу Господа, явившегося как мальчик-пастушок в маленькой деревне Вриндаван. Или пришедшего в образе не признающего никаких правил Авадхуты в городе Навадвипа. А то и проявившегося в образе Божества – что совсем уж нашему уму непостижимо.
Кришнадас Кавирадж Госвами приводит подробные описания различных могущественных, исполненных величия воплощений Бога, чтобы в конце каждого описания добавить – «Он – всего лишь экспансия Господа Нитьянанды-Баларамы».
Так, размышляя о величии проявленного космоса, мы можем в конце концов понять величие Бога.
Того самого Бога, который пришел к нам в образе Божества. Шри Баладевы, Божественного брата Джаганнатхи и Субхадры, которые милостиво принимают поклонение в ЦВК на Ботаническом. Шри Даял Нитая – главного Нитьянанды московской общины, под чьим покровительством проходят все хари-намы и нама-хатты. И загадочного Шри Ананта Шеши, которого некоторые преданные даже не могут увидеть на алтаре…
Вот еще несколько цитат, на которые можно медитировать в день явления Господа Баларамы.
Гаргамуни сказал: Этот ребенок, сын Рохини, всегда будет радовать родственников и друзей Своими духовными качествами. Поэтому Его будут звать Рамой. А поскольку Он будет проявлять необычайную физическую силу, Его будут звать Балой. Кроме того, поскольку Он соединяет семью Васудевы с твоей семьей, Он будет носить имя Санкаршаны. («Шримад-Бхагаватам»)
Поскольку Баларама, сын Рохини, увеличивает трансцендентное блаженство других, Его нарекли Рамой, а за Его необычайную силу Его зовут Баладевой. Он побуждает членов династии Яду следовать Его наставлениям, поэтому Его зовут Санкаршаной. (комментарий Шрилы Прабхупады к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам»)
Во всех Своих ипостасях Баларама наслаждается духовным блаженством, служа Кришне. Именно Он есть Господь Нитьянанда, спутник Гаурасундары.
Пусть я всегда буду помнить о Шри Нитьянанде Раме. Санкаршана, Шеша-Нага и различные Вишну, возлежащие на водах океана Карана, океана Гарбха и Молочного океана, - все Они суть Его полные экспансии и экспансии Его полных экспансий.
Его смуглое тело отливало мягким блеском; Он был огромного роста, и Его стройный могучий стан придавал Ему сходство с самим богом любви Камадевой. У Него были красивые руки, плечи и ноги, а глаза напоминали лепестки лотоса. Он был одет в шелковые одежды, а голову Его венчал шелковый тюрбан. В ушах у Него были золотые серьги, а на запястьях и предплечьях красовались золотые браслеты. На ногах Его звенели колокольчики, а на шее висела гирлянда из цветов. Тело Его было умащено сандаловой пастой и украшено знаками тилака. Каждое Его движение было прекрасней движений опьяненного слона. Его лицо красотой затмевало красоту миллионов лун…
Господь Ананта Шеша – ложе, на котором возлежит Гарбходакашайи Вишну. Это божественный змей с тысячами голов, тысячами ликов, тысячами глаз и рук и ног. Он – семя всех воплощений и причина возникновения материального мира.
Господь Вишну в образе Шеши держит на Своих головах все планеты, даже не зная, где именно они находятся, ибо Он не чувствует их веса.
Тысячи Его капюшонов украшены драгоценными каменьями, которые сияют ярче солнца.
Покоясь на Его голове, вселенная диаметром в пятьсот миллионов йоджан выглядит как горчичное зерно.
Ананта Шеша – это воплощение Бога в образе преданного. Он не желает знать ничего, кроме служения Господу Кришне. Тысячами уст Он непрестанно поет славу Господу Кришне, и все же не может до конца описать все Его достоинства.
Он служит Господу Кришне, принимая образ Его балдахина, ложа, подушки, одежды, сиденья для отдыха, жилища, священного шнура и трона. Его называют Господом Шешей, ибо Он достиг совершенства в служении Кришне. Чтобы служить Господу Кришне, Он принимает множество образов.
А еще Господь Баларама – изначальный духовный учитель, и только по Его милости мы можем обрести духовное знание… Но это уже тема другой статьи.