Слава Шримати Радхарани
«Сокровище леса Вриндавана, Шри Радха, сияющая, как миллионы золотых зеркал, исполненная очарования и грации, всегда украшена цветочными гирляндами, драгоценными ожерельями, вечной юностью, несравненной красотой,
всеми трансцендентными качествами и экстатическими признаками чистой любви, которые очаровывают и покоряют всех Ее подруг, гопи. Пусть же эта Шри Радха станет вечным объектом моего поклонения». («Шри Вриндавана-махимамрита», 3.82)
Бог – источник всего. Все исходит из Него, но при этом Он полностью независим от Своего творения. Шрила Прабхупада говорит: «Богу не нужно ходить на работу». В материальном мире – чем выше начальник, тем больше на нем ответственности и, соответственно, забот. Однако Верховному Повелителю всего сущего, как это ни парадоксально, не нужно ни о чем заботиться. Господь – Верховный наслаждающийся, а всю «работу» за Него выполняют Его бесчисленные энергии.
Священные писания говорят, что энергия Верховного Господа проявляется трояко: как внутренняя (духовная), внешняя (материальная) и пограничная (живые существа). Кроме того, поскольку Кришна – сач-чит-ананда-виграха, трансцендентное олицетворение вечности, знания и блаженства, сама Его личная, внутренняя энергия тоже проявляется трояко - как хладини (аспект блаженства), сандхини (аспект вечного бытия), и самвит (аспект сознания).
Верховный Господь, Кришна – источник счастья для всех живых существ. И все же Сам Он наслаждается тем блаженством, которое приносит Ему Его энергия хладини.
Бог непостижимым образом обладает противоречивыми качествами. Так, хотя Он ни в чем не нуждается, Его желания безграничны. И главное из этих желаний, отражение которого живет в каждом из нас, – потребность быть любимым. Любовь к Богу является сутью энергии хладини, поэтому она и есть источник счастья как для Самого Бога, так и для всех Его преданных.
Высшее проявление любви к Богу называется махабхавой – духовным экстазом. И олицетворением этого экстаза является Шримати Радхарани.
Шримати Радхарани всегда сопровождает Господа Кришну. Все воплощения Бога – как в духовном, так и в материальном мире, исходят из Кришны, а все возлюбленные Господа исходят из Шримати Радхарани. Она распространяет Себя в бесчисленное множество экспансий, чтобы служить Своему возлюбленному Господу. Все гопи Вриндавана, царицы Двараки и богини процветания (лакшми-сахасра-шата) – это проявления Шримати Радхарани.
Из всех планет духовного мира Голока Вриндавана считается высшей, поскольку на ней проявлено наибольшее разнообразие рас, духовных вкусов отношений Бога и Его преданных. И лучше всего это многообразие проявляется в отношениях Кришны и гопи – девушек-пастушек Враджа. Шримати Радхарани называют лучшей из гопи. Она бесконечно дорога Господу Кришне. Говорится, что Кришна доволен Своим преданным только тогда, когда им довольна Шримати Радхарани. К счастью, Шримати Радхарани бесконечно сострадательна, Она готова пролить Свои благословения на каждого, кто искренне стремится служить Ее возлюбленному Кришне.
В день Своего явления в этот мир, Радхаштами, Шримати Радхарани особенно милостива. И у каждого из нас есть шанс заслужить Ее внимание – медитируя на Ее божественные качества, участвуя в празднике в Ее честь и выполняя служение.
Наши чувства и ум материальны. Попытку познать духовную энергию Господа с помощью этих материальных приспособлений Шрила Прабхупада сравнивает с попыткой уместить слона на блюде… И все же, по милости чистых преданных Господа, мы имеем возможность читать и размышлять об удивительных качествах Шримати Радхарани. Ей посвящены «Шри Вриндавана Махимамрита» Прабодхананды Сарасвати, «Шри Мадхава-махотсава» Шрилы Дживы Госвами, «Према-бхакти-чандрика» Нароттамы даса Тхакура, множество стихов «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадаса Кавираджа Госвами, и бесконечное множество других священных писаний…
Вот несколько стихов, рассказывающих о славе Шримати Радхарани, на которые можно медитировать в день Радхаштами (да и в любой другой).
«Трансцендентная богиня Шримати Радхарани – вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него самого. Она – главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа. Она – предвечная внутренняя энергия Господа» («Брихад-гаутамия-тантра», цит. по «Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.83)
«Она поклоняется Господу Кришне, исполняя Его желания. Поэтому Пураны называют Ее Радхика» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.87)
«Радха – высшая богиня (парама-девата), достойная всеобщего почитания. Она покровительница каждого, мать вселенной» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 4.89)
«Серьги Шримати Радхарани – это имя, слава и качества Господа Кришны. Величие имени Господа Кришны, Его славы и качеств всегда затопляет Ее речь». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 8.179)
«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе с Радхой, которая является отражением Его духовного тела и которая олицетворяет Собой энергию блаженства (хладини). Их свита – это Ее наперсницы, продолжения Ее тела, проникнутые вечно блаженной духовной расой». («Брахма-самхита», 5.37)
«Шри Радхика напоминает золотой цветок ананаса, а Шри Шьямасундара похож на голубой сапфир. Их красота затмевает все. Шри Радхика и Шри Шьямасундара – непревзойденные танцоры и приводят друг друга в восторг Своими подобными драгоценным камням качествами.
Очаровательные лица Шьямасундары и Радхики украшает выражение любви. Их прекрасные сияющие тела – голубоватое и золотистое – облачены в желтые и темно-синие одежды. Они чаруют друг друга настроением глубокой любви». («Према-бхакти-чандрика», 4.6-7)
Кстати, день Радхаштами – последний, когда мы можем получить даршан Шри Шри Радхи-Шьямасундары…