Ванданам, вознесение молитв, - одна из важных составляющих преданного служения. Как же может быть доволен Господь, слыша от нас слова, с которыми когда-то обращался к Нему Его любимый преданный!

Нисколько не смущаясь тем, что я родился в семье демонов, я искренне, в меру своих способностей и понимания, возношу молитвы Господу. Любой, кто из-за своего невежества оказался в материальном мире, сможет очиститься от скверны материального существования, если станет молиться Господу и слушать о Его славе. («Шримад-Бхагаватам» 7.9.12)

«Иногда преданные говорят, что поклонение Нрисимхадеве – это Вайкунтха-бхава, и оно не может привести нас на Голоку Вриндавану, в верховную обитель Господа. Но Господь Нрисимхадев особенно расположен к преданным Радхи-Кришны, Он Сам Кришна, специально явившийся в этой форме, чтобы отвечать на наши желания и устранить все препятствия на пути преданного служения. Если мы всегда способны, подняв руки, взывать с великой любовью к именам Нитай-Гауры и Радха-Мадхавы – это замечательно, но если иногда что-то в сердце мешает нам спонтанно взывать к Ним, почему бы не пойти к Господу Нрисимхе и смиренно молиться, чтобы Он Своими острыми когтями вырвал уродливые желания из нашего сердца? Это главная роль Господа Нрисимхи.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Поэтому я буду молиться лотосным стопам Господа Нрисимхи, чтобы Он очистил мое сердце и даровал желание служить Кришне. Рыдая, я буду молить лотосные стопы Нрисимхадева, чтобы я поклонялся Шри Шри Радхе-Кришне в Шри Навадвипа-дхаме, свободный от всех препятствий. В тот момент, когда по милости Господа Нрисимхи я проявлю симптомы экстатической любви к Радхе-Кришне, я буду кататься по земле у ворот храма Нрисимхадева»». (Панкаджангхри прабху, журнал «Маяпур, 1994 год)

Вайшнавы часто молятся Нрисимхадеву. Господь явился в этом необычном облике Человекольва, чтобы защитить Своих преданных, поэтому Он благосклонно принимает просьбы о защите. Защита бывает разная – Господь устроил так, что к нему приходят, как чистые души, движимые любовью, так и пресловутые «преданные-материалисты» или даже просто материалисты. Бог подобен солнцу – Он очищает всё, куда упадет Его милостивый взгляд. Поэтому к Нрисимхе обращаются с разными молитвами – о здоровье, мире, материальном благополучии... а также – об уничтожении материальных желаний, защите от майи, возможности служить стопам Шри Шри Радхи-Кришны...

О чем же молился Ему Прахлада Махараджа, тот, ради кого Господь пришел в этот мир?

Когда Хираньякашипу был убит, Брахма, Шива, великие мудрецы, святые, обитатели различных райских планет по очереди возносили молитвы Господу, благодаря Его за избавление Вселенной от ужасного демона, заставившего страдать почти всех ее обитателей. Но Господь не желал успокаиваться, и полубоги боялись даже приблизиться к пылающему гневом Нрисимхадеву. Единственным, кто решился подойти к Господу, был Прахлада Махараджа – и умиротворенный Нрисимхадев с большим удовольствием выслушал его молитвы.

Выразив почтение предыдущим ораторам, Прахлада стал рассказывать Господу о том, как страдают живущие в материальном мире:

«О великий Верховный Господь, то и дело соприкасаясь с источниками удовольствий и страданий, а потом расставаясь с ними, живые существа и на райских, и на адских планетах пребывают в плачевном состоянии, ибо они, словно пламенем, всегда охвачены скорбью. Хотя в материальном мире есть много средств, с помощью которых люди пытаются избавиться от своих бед, эти средства причиняют им еще больше страданий, чем сами беды. Поэтому я думаю, что единственное средство от страданий — служить Тебе. Научи же меня, пожалуйста, как я могу служить Тебе».

И положение этих несчастных практически безнадежно:

«О владыка Вайкунтх, планет, свободных от тревог! Мой ум, полный вожделения и греха, то ликует, ощущая так называемое счастье, то погружается в так называемую скорбь. Его то и дело охватывают печаль и страх, и он непрестанно жаждет денег. Он настолько осквернен, что не находит удовольствия в беседах о Тебе. Стало быть, я — падший и очень несчастный. Находясь в этом состоянии, смогу ли я обсуждать Твои деяния?»

Не правда ли, знакомая картина? Прахлада Махараджа смиренно говорит от первого лица, однако в конце он признается, что его ум всегда находится у лотосных стоп Господа – следовательно, страдания и наслаждения материального мира чужды ему. Но он заботится о нас. Нрисимхадев явился в Сатья-югу, миллионы лет назад, однако то, о чем рассказывает Прахлада, актуально по сей день. Для каждого из нас.

Он подает пример молитвы Богу, одновременно указывая путь к Нему. Если голод, страх, иллюзия, скорбь, болезни и прочие сомнительные радости уже надоели нам настолько, что даже редкие проблески счастья не кажутся достаточной компенсацией, пора начинать путь домой – в «обитель, где нет тревог».

«О мой дорогой Господь, теперь я знаю цену мирским богатствам, мистическому могуществу, долгой жизни и прочим материальным благам, которыми наслаждаются все живые существа от Господа Брахмы до муравья. В образе всемогущего времени Ты уничтожаешь все наши достижения. Я убедился в этом и потому не хочу обладать мирскими благами. О Господь, пожалуйста, сделай так, чтобы я оказался рядом с Твоим чистым преданным, и позволь мне искренне служить ему».

Прахлада Махараджа не просил ничего для себя – ни материальных, ни духовных благ. Он думал о нас, о тех, кого носит по бесконечным волнам океана материального мира. Он молил Нрисимхадева помочь обусловленным душам вернуться в царство Бога.

Господь Нрисимха в шутку предложил Прахладе исполнить любое его желание. Но в ответ услышал:

«Ты очень добр к Своим преданным, о Господь. С другой стороны, того, кто за свое преданное служение хочет получить от Тебя какие-то материальные блага, нельзя назвать чистым преданным. Такой человек — просто торговец, который думает лишь о собственной выгоде».

Молитвы Прахлады Махараджи полны чистой любви и бескорыстной преданности. Многие стихи описывают вселенскую форму Бога, Его безграничное могущество. Таких описаний в «Бхагаватам» немало, и некоторым они кажутся скучными. Но Прахлада Махараджа просто и искренне восхищается величием Своего любимого Господа. Поэтому Нрисимхадева с таким удовольствием принимает его молитвы – хотя не нуждается в прославлениях.

Ванданам, вознесение молитв, - одна из важных составляющих преданного служения. Мы можем молиться Богу своими словами, в меру чистоты своего сердца, и это стоит делать, чтобы не превратиться в попугаев, повторяющих мантры без понимания смысла. Но насколько же может быть доволен Господь, слыша от нас слова, с которыми когда-то обращался к Нему Его любимый преданный?! Такие молитвы, где нет ни грана материальной скверны, доставляют удовольствие Господу и очищают нас самих.

«О всемогущий, неодолимый Господь, столь милостивый к падшим душам! Из-за своих прошлых поступков я родился в обществе демонов, и теперь меня очень страшит мое положение в материальном мире. Когда же Ты позовешь меня, чтобы даровать мне прибежище у Своих лотосных стоп — высшей цели тех, кто жаждет вырваться из пут обусловленной жизни?»

Молитвы Прахлады Махараджа можно прочитать в 9 и 10 главах 7 Песни «Шримад-Бхагаватам» либо здесь

 

Обновлено ( 04.09.2010 19:14 )