Праздники Дивали

PostHeaderIcon Фестиваль огней и подарков

Дивали - празник огней. Этот праздник – символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца.

Этот смысл проходит красной нитью по всем историям, о которых вспоминают в эти дни.

Шрила Прабхупада пишет: «Эту церемонию проводили обитатели Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рама возвращался туда после 14-летнего изгнания... В Его отстствие страной правил Его младший брат, Бхарата, и, когда Рама вернулся в столицу, Он вновь принял власть из рук Своего брата. День Его воцарения – это и есть Дивали. Первоначальное название Дивали – Дипавали… «Дипа» - значит «светильник», а «бали» - «много». Когда зажигают много светильников – это называется Дипавали» (из письма Хамсадуте, 10 октября 1968 года).

Когда Господь Рамачандра возвращался в Айодхью после победы над Раваной, жители столицы приветствовали Его и Его спутников, зажигая вдоль дорог десятки и сотни тысяч глиняных светильников, чтобы осветить путь вернувшимся изгнанникам.

Первый день Дивали называется Дханвантари Трайодаши. Второй – Нарак Чатурдаши (в этот день празднуют победу Господа Кришны над Наракасурой). Третий день – собственно Дивали. В этот день поклоняются Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью. В четвертый день проводится поклонение холму Говардхан и царю Бали Махарадже, а в пятый день – Бхратри Дудж – братья чествуют сестёр.

 

Подарки в Дивали

Дивали – фестиваль не только огней, но и подарков. Обмен подарками – значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шрила Рупа Госвами писал: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».

В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. В этот день торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина этого в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном – поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями, и таким образом выразить свою любовь и расположение. Таким образом, Дивали превращается в праздник радости и любовного взаимообмена. В дни фестиваля популярны некоторые особые подарки: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, Божества и предметы для поклонения.

В наши дни, конечно, характер подарков в Индии изменился по сравнению с ведическими временами. Сегодня это все чаще технические диковины, предметы искусства, драгоценности, часы и т.п. А сладости и сухофрукты для угощения продаются в особых стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».

Что делать вайшнавам?

Преданные Кришны могут воспользоваться этим праздником, чтобы укрепить взаимоотношения в вайшнавской семье, обменяться подарками, тем самым выразив любовь друг к другу. В день новолуния можно придти в храм, чтобы посмотреть на алтарь, украшенный огнями, а на следующий день – раздать родным, близким, да и просто знакомым прасад – в честь Говардхана-пуджи.

И, конечно, не следует забывать и о Лакшми-деви. Шрила Прабхупада писал одному из своих учеников: «Каждый пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны… Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он – принц, завтра – попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство. Поэтому преданные считаются самыми удачливыми людьми… Поделитесь же своей удачей с другими, расширяя это Движение сознания Кришны» (письмо Виджитатме дасу, 8 марта 1973 года).

Так что Дивали – это еще и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам! А еще – распространять сознание Кришны!

Дханвантари Трайодаши

«В образе Дханвантари Господь Своей олицетворенной славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности Бога. Он также взыскал Свою долю жертвоприношений и заложил во вселенной основу медицинских знаний».(ШБ 2.7.21)

Первый день Дивали называется Дханвантари-трайодаши или Дхан Терас. Это тринадцатый лунный день темной половины месяца Карттика. В этот день Господь Дханвантари вышел из океана, неся в руках сосуд с нектаром бессмертия.

В «Шримад-Бхагаватам» появление Господа описано так:

«О царь, когда сыновья Кашьяпы – демоны и полубоги – снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина.

Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело – темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все Его тело было убрано драгоценностями.

На Нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром». (ШБ, 8.8.31-33)

Говорится, что Господь Дханвантари приходит, когда утрачивается знание об Аюрведе, чтобы восстановить эту великую науку. Шрила Прабхупада пишет, что Дханвантари – полное воплощение Господа Вишну.

В Индии в этот день проводят Дханвантари-мритьюнджая-хому – огненное жертвоприношение, посвященное обретению здоровья и долголетия. Паломники посещают храмы Дханвантари (один из таких храмов находится на территории Шри Рангама). А на закате проводится поклонение Ямарадже – ему молятся о защите от безвременной смерти. Обычно предлагают горящий светильник и маха-прасад.

Преданным нет нужды поклоняться никому, кроме Верховной Личности Бога, источника всех аватар, а также полубогов.

Шри Шри Даял Нитай - Шачи-сута (Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда) – это тот самый Верховный Господь. В день явления Дханвантари благоприятно подносить Им мед, молоко и гхи. А по случаю Ямараджа-пуджи – черный кунжут, тростниковый сахар и темные цветы.

Нарака-чатурдаши

В этот день Шри Кришна убил демона Наракасуру.

Наракасура (Бхаумасура) был необычайно могущественным демоном. Решив унизить полубогов, которые испокон веку враждуют с демонами, он силой отобрал балдахин с трона Варуны и украл серьги у матери полубогов Адити. Кроме того, он похитил из разных царств 16 100 девушек, царевен и заточил их в своем дворце.

Царь полубогов Индра, бессильный сражаться с Бхаумасурой, обратился за помощью к Господу Кришне.

Господь с легкостью преодолел все защитные ограждения города Бхаумасуры (который был защищен не хуже современных секретных военных объектов), разгромил его армию, а затем снес демону голову Своей Сударшана-чакрой.

После этого Кришна вошел во дворец Бхаумасуры. Все пленные царевны, восхищенные красотой и доблестью Господа, в мыслях тут же приняли его своим мужем. Зная об их желании, Кришна повелел доставить каждую из них в Двараку на отдельном паланкине. Затем Господь распространил Себя в 16 100 форм и женился на всех царевнах в 16 100 дворцах. Приданным на этих свадьбах стали несметные богатства, собранные Бхаумасурой. Так Господь Кришна, еще раз явил Свое непостижимое могущество Верховной Личности Бога.

После победы над Бхаумасурой Кришна вместе со Своей второй женой, Сатьябхамой отправился на планету Индры, чтобы вернуть ему похищенные Бхаумасурой сокровища. С этим связана еще одна интересная история… Ее (а также подробности предыдущей истории) можно прочитать в 5 главе второго тома книги «Кришна», которая называется «Освобождение демона Бхаумасуры». Другие интересные подробности этих игр Господа можно найти в лекции ЕС Джаяпатаки Свами.

Нарака-чатурдаши называют пиком праздника Дивали. В этот день Дивали в Индии празднуют буквально все.

Весь день посвящен веселью, настроение у всех праздничное, люди надевают новые одежды и посещают храмы. Ночью устраиваются фейерверки.

Есть и другие интересные традиции…

В Ведах говорится, что тот, кто совершает омовение утром Нарака-чатурдаши, не увидит миров Ямараджи. Особо желающие избежать ада во время омовения оборачивают вокруг тела веточки растений апамарга и прапунната (или других священных лоз), а потом торжественно произносят имена Ямараджи (такие как Дхармараджа, Мритью, Антака, Вайвасвата, Кала, Сарва-бхута-кшая, Аудумбара Дадхна, Нила, Парамештхин, Врикодара, Читра и Читрагупта). Особо праведные еще и предлагают богу смерти возлияния из священной воды. Потом зажигаются огни.

В этот день царь (или другой глава государства) совершает пуджу, чтобы среди его подданных царил достаток и благоденствие. Царь зажигает светильники в храмах Господа Кришны. Также в этот день благоприятно зажигать огни на крышах домов, в святилищах, залах, на берегах рек и озер, в садах, на улицах, в рощах близ домов, в стойлах коров и загонах для слонов.

Сам Господь Шива говорил своему сыну Карттикее, что в этот день, совершив омовение, нужно с преданностью поклоняться Шри Шри Радхе-Кришне и другим Божествам, предложить подношение предкам, а царю следует накормить брахманов досыта разными угощениями и попросить у них прощения за все, что было не так.

Днем царь должен поприветствовать подданных и по-доброму пообщаться с ними, тогда весь следующий год в царстве будет царить мир.

Преданные могут зажигать свечи перед Божествами или изображениями Кришны. Благоприятно читать об играх Господа, описанных выше.

Кстати, месяц Дамодара продолжается. В храме Шри Шри Даял Нитай – Шачи-суты после Гаура-арати по-прежнему поют Дамодараштаку, и каждый преданный может предложить Их Светлостям и Господу Дамодаре горящий фитилек, что особенно благоприятно во время Дивали.

Господь Рама возвращается в Айодхью

После победы в жестокой десятидневной битве с Раваной, Рама, Сита и Лакшмана собрались возвращаться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.

В это время в Айодхье Бхарата, любящий брат Господа Рамы, с нетерпением ждал Его возвращения. Каждый день, все эти 14 лет, Бхарата страдал, думая о том, что Рама, Лакшман и Сита были вынуждены уйти в лес из-за глупой прихоти его матери, Кайкейи. Он правил Айодхьей от имени Рамы, но сам жил как монах-санньяси. А на троне стояли деревянные сандалии Господа, которые Он оставил брату, уходя в изгнание.

Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто вымыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и ароматических масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и везде горели свечи и лампады. На улицах было не протолкнуться – все жители вышли встречать Своего Господа, которого не видели долгих 14 лет…

Бхарата и Рамачандра обнялись, омывая друг друга слезами радости. Затем Рама выразил почтение Кайкейи, матери Бхараты, а потом Своей матери – Каушалье, а также Сумитре, третьей жене Своего отца Дашаратхи.

Через несколько дней Рама был торжественно коронован на царство. Он правил Айодхьей настолько совершенно, что все ее жители, включая животных и деревья, были неизменно счастливы…

Cобственно Дивали

Хотя с тех пор в праздновании Дивали появилось множество других традиций, основа остается неизменной – люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи – орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.

Дивали – это праздник огней. Говорится, что в огне светильника - свет солнца, луны, молнии и звезд. Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному.

Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. Тамаси ма джйотир гама – говорят Веды. «Не оставайся во тьме, иди к свету». Этот путь – из ночи в день – это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады. В христианстве свечи зажигают перед иконами, тем самым выражая свое почтение Господу и святым. В иудаизме принято зажигать свечи по субботам, и есть даже особый праздник – Ханука, во время которого зажигают свечи (в первый день – одну, во второй – две и так далее; всего праздник длится восемь дней). Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей – это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня…

Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются «дийя». Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой – масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои «дийи» из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла – из соображений безопасности.

Большинство «дий» изготавливают, как и тысячи лет назад – из глины, гхи и хлопка. Некоторые раскрашивают их разноцветными красками. Однако сейчас их стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную «дийю», украшенную драгоценными камнями…

Дивали празднуют не только индусы. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру – Гуру-говинда Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей Махавиры.

Кстати, в этот же день в большинстве штатов Индии проводят Лакшми-пуджу – поклонение Матери Лакшми. Мы проводили этот праздник две недели назад – по традиционному бенгальскому календарю. Однако сегодня все желающие имеют возможность еще раз вспомнить и выразить почтение этой великой преданной Господа.

Говардхана-пуджа

Традиция поклонения холму Говардхан, введенная Кришной, так и осталась, и существует по сей день. И сейчас, в день Говардхана-пуджи десятки и сотни тысяч паломников устремляются к подножию священного холма и выражают ему свое почтение. В этот день дорога, огибающая холм (обычно довольно пустынная), похожа на реку – толпы людей из Уттар-прадеша, Пенджаба, Гуджарата и многих других штатов и стран спешат обойти святыню.

В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше.

Также в этот день во многих храмах и домах строят «копию» холма Говардхан. В качестве строительного материала нередко используют съедобные вещи – как правило, рис и сладости. Так, в Натхадваре (город в штате Раджастхан, недалеко от Вриндавана) вес этой рисовой горы – 2,5 тонны. Рис часто покрывают тканью, а поверх нее выкладывают разнообразные лакомства. В том же Натхадваре обязательный элемент праздника – «расхищение» холма: когда основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большими заплечными сумками, набивают их рисом с холма и незаметно передают их женам, стоящим «на страже» у ворот. Так, в атмосфере всеобщего веселья, праздник продолжается до глубокой ночи.

Не забывают в этот день и коров, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями.

В этот же день проводят Бали-дайтьяраджа-пуджу – поклонение Бали Махараджу, поскольку, согласно легенде, именно в этот день он пожертвовал завоеванную им Вселенную Господу Вамане.

Еще одна интересная традиция – Гуди-падва. В этот день недавно вышедшие замуж девушки вместе со своими мужьями приходят в гости к своим родителям, которые готовят для них особое угощение и подарки. Раньше существовал обычай, что в этот день в дом отца девушку отвозил ее брат.

Церемония аннакута в России – это, как правило, постройка «модели» Говардхана из бисквита, халавы, крема, сладостей, фруктов... Это, пожалуй, самая любимая, самая ожидаемая часть праздника. 5000 лет назад, во время первой Говардхана-пуджи все жители Вриндавана готовили и приносили различные блюда, чтобы доставить удовольствие Кришне. По милости Шрилы Прабхупады эта удивительная возможность теперь есть у каждого из нас.

В храме Шри Шри Даял Нитай – Шачи-суты за много лет сложилась традиция, что Говардхан украшается сладостями и фруктами, которые приносят преданные общины.

Бхратри-дудж

В пятый день Дивали отмечается праздник под названием Бхратри-дудж. Название этого праздника указывает на то, что он проводится на второй день после новолуния (дудж).

Говорится, что в этот день Ямараджа отправился в гости к своей сестре, и она поставила ему на лоб благоприятный знак, чтобы его не покидала удача. Поэтому в этот день сестры совершают пуджу, чтобы защитить своих братьев. В ответ братья в знак своей любви дарят сестрам подарки.

Другой вариант происхождения этого праздника связан с историей освобождения Наракасуры. После убийства этого демона, Господь Кришна отправился к Своей сестре Субхадре, которая приняла Его традиционной церемонией – предложив Ему светильник и поставив на лоб знак тилака. Таким образом она по-сестрински хотела защитить Кришну от всего неблагоприятного.

Фестиваль Дивали считается незавершенным без Бхратри-дуджа. Индусы, говорящие на хинди, называют его «Бхаи-дудж», говорящие на маратхи – «Бхав-бидж», бенгальцы – Бхаи-пхота, а жители Непала – «Бхаи-тика».

Но, как бы ни звучало название, суть праздника остается одинаковой – той же, что и в остальные дни Дивали. Это праздник любовного взаимообмена, подарков и добрых пожеланий.

Материальный мир по природе своей темный, холодный и равнодушный, тогда как духовный исполнен тепла, любви и света. И хотя празднование Дивали в современной традиции напрямую не связано с Богом, оно может дать нам некоторое представление об атмосфере духовного мира – в котором всегда тепло и светло, где каждый день праздник, где преданные с любовью служат Своему Господу и друг другу, где нет обид и огорчений… В Кали-югу, особенно в западном мире, люди все больше отдаляются друг от друга, становятся замкнутыми, черствыми и равнодушными. И даже когда мы приходим в общество преданных, нам трудно избавиться от привычной холодности в отношениях. А четвертый стих «Упадешамриты», где Рупа Госвами описывает любовный взаимообмен между преданными, остается для нас такой же далекой теорией, как творение вселенной или продолжительность жизни Брахмы.

Во время празднования Дивали мы можем ощутить реальный вкус отношений с преданными – дарить подарки и принимать их в ответ, делиться духовными реализациями и слушать рассказы об играх Кришны, и, конечно же, угощать друг друга прасадом. Это поможет нам создать не просто «общину», а настоящую большую вайшнавскую семью.

Еще раз всех с праздником! Спасибо всем, кто готовил, помогал, пел, танцевал и просто приходил в храм в эти дни, особенно на Говардхана-пуджу. Пусть кусочек духовного тепла и света этого праздника сохранится в нашем сердце на весь следующий год, помогая преодолевать трудности жизни в Кали-югу.

Happy Diwali!

 

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас