Нитьянанда Философские статьи

PostHeaderIcon Высший духовный учитель

Я поклоняюсь Господу Нитьянанде, бесконечному корню древа преданного служения. Он странствует повсюду, танцуя, и восклицая имена Господа Хари.

Нитьянанда одаривает полным любви взглядом всех, даже тех, кто не испытывает сострадания к самим себе.

 

 

Я поклоняюсь Господу Нитьянанде, бесконечному корню древа преданного служения. Он идет величественной походкой слона, сияя чистотой и ослепительной красотой, словно полная осенняя луна. Хотя Он Сам Абсолютная Истина, Он опьянен чистой любовью к Господу Хари. Господь Нитьянанда со смехом покачивается, глаза Его вращаются, а в руке Он (чувствуя Себя пастушком) держит посох. Господь Нитьянанда ослабляет влияние порочного века Кали. («Шри Нитьянанда-аштака»)

Нитьянанда – это Сам Господь, принявший облик и настроение слуги. В противоположность материальному миру, где каждый стремится забраться повыше, в духовной реальности высшим совершенством считается служение. Служение Богу приносит столько блаженства и счастья, что Сам Господь принимает облик Своего слуги.

Нитьянанда, Баларама, Лакшман, Ананта Шеша, Санкаршана – всё это имена одного и того же Господа-слуги, который всегда сопровождает Верховную Личность, Бога, в каком бы облике Тот ни являлся. Поэтому Нитьянанду-Балараму называют изначальным духовным учителем – Бог Сам учит живые существа, как служить Ему.

Бесконечно маленькие души имеют только одну возможность – выбирать между служением Богу и забвением. Все остальное мы получаем от Самого Господа. Одна из экспансий Санкаршаны взглядом пробуждает материальную природу – чтобы души, выбравшие забвение Бога получили возможность пытаться стать богом сами. В то же время, Господь Нитьянанда-Баларама дает освобожденным душам ту силу (балу), с помощью которой они могут служить Верховному Господу.

Бхакти Вигьяна Махарадж рассказывает, что выбор идти к Богу или отвернуться от Него – это не один момент времени. Мы принимаем решение начать свое возвращение к Господу – но это только первый шаг. Майя раз за разом испытывает нас, и мы постоянно вынуждены выбирать снова. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что преодолеть материальную энергию невероятно трудно – у маленькой души, с ее склонностью к падению, может просто не хватить сил. Господь Нитьянанда-Баларама приходит на помощь к искреннему преданному, посылая ему проводника – духовного учителя, и давая духовную силу следовать его наставлениям.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» рассказывается история брахмана Кала Кришнадаса. Этот преданный был единственным, кому Господь Чайтанья позволил, по просьбе Своих спутников, сопровождать Его в паломничество по Южной Индии. Два года Кала Кришнадас ни на день не расставался с Господом Чаитаньей, близко служа Ему. Личное служение Господу – необычайно редкая привилегия для обычного живого существа, не входящего в число самых близких спутников Бога. Но пока живое существо находится в материальном мире, остается опасность сойти с духовного пути, поддавшись чарам майи. Кала Кришнадасу майя пришла в облике женщины-цыганки, привлекшей его настолько, что он оставил свое служение Господу Чайтанье. Служение бесконечно привлекательному Господу, лично присутствующему на Земле – можно ли представить себе, что кто-то мог отказаться от него? Один из уроков этой истории – желающий выбраться из царства майи не может позволить себе расслабиться даже на мгновение, рассчитывая на уже достигнутый уровень. Шри Чайтанья Махапрабху спас Кала Кришнадаса, лично придя за ним в общину цыган-бхаттахари и вытащив его оттуда. Милость Господа к Своему преданному безгранична, но… Сразу по возвращении в Джаганнатха Пури Господь Чайтанья повелел отныне не пускать к нему Кала Кришнадаса. Можем ли мы представить себе горе преданного, столько времени проведшего рядом с Господом, и теперь лишенного возможности даже видеть Его? Иногда Бог может быть жестоким с нашей, материальной точки зрения – но духовная природа его гнева абсолютна… Так или иначе, несчастного брахмана взял под свое покровительство Господь Нитьянанда, заняв его в проповедническом движении в Бенгалии – так Кала Кришнадас вновь получил служение Господу Чайтанье.

Таково бесконечное сострадание Господа Нитьянанды. Он не обращает внимание на благочестие, моральные качества, происхождение, образование и другие достоинства или недостатки человека. Он занимает в служении Богу каждого, кто просит Его об этом – иногда даже тех, кто просто попадает в поле Его зрения. Вайшнавы очень любят рассказывать истории о Джагае и Мадхае, о разбойнике из Навадвипы и другие, восхищаясь беспричинной милостью Нитьянанды.

Нитьянанда возглавляет всех преданных Господа Чайтаньи, каким бы видом служения они ни занимались. Он становится Его сидением, ложем, зонтиком и т.д. – задействуя преданных в непосредственном служении Господу. Он первым начал ходить от двери к двери по приказу Господа Чайтаньи прося людей предаться Кришне. Он – создатель движения Нама-хатты, рынка святого имени, благодаря которому любой может получить сокровенное служение Господу Чайтанье – помогая Ему в миссии, ради которой Он пришел в этот мир. Он – изначальный духовный учитель, который указывает нам путь к Богу; все духовные учителя наделены частью силы Господа Нитьянанды.

Подводя итог, можно привести цитату из комментария Шрилы Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам» (7.15.45):

«Особого внимания в этом стихе заслуживают слова джнанасим ачйута-балах. Джнанасим, меч знания, дается Кришной, и когда человек служит гуру и Кришне, Баларама дает ему силу, необходимую, чтобы удержать в руках меч наставлений Кришны. Баларама — это Нитьянанда. Враджендра-нандана йеи, шачи-сута хаила сеи, баларама ха-ила нитаи . Этот бала — Баларама — приходит вместе со Шри чайтаньей Махапрабху, и оба Они очень милостивы: в век Кали любой может укрыться под сенью Их лотосных стоп. Они приходят именно для того, чтобы спасти падшие души, родившиеся в этот век. Папи тапи йата чхила, хари-наме уддхарила . Оружие Шри Чайтаньи и Нитьянанды — санкиртана, хари-нама . Так что человек должен принять меч знания от Кришны и милостью Баларамы обрести силу. Вот почему во Вриндаване мы поклоняемся Кришне-Балараме. В «Мундака-упанишад» (3.2.4) сказано:

найам атма бала-хинена лабхйо
на ча прамадат тапасо вапй алингат
этаир упайаир йатате йас ту видвамс
тасйаиша атма вишате брахма-дхама

Невозможно достичь цели жизни без милости Баларамы. Поэтому Шри Нароттама дас Тхакур говорит: нитаийера каруна хабе, врадже радха-кришна пабе — тому, кто обрел милость Баларамы, Нитьянанды, совсем не трудно достичь лотосных стоп Радхи и Кришны.

се самбандха нахи йара, бритха джанма гела тара,
видйа-куле хи карибе тара

Если у человека нет связи с Нитаем, Баларамой, то, каким бы гьяни, знатоком писаний, он ни был и в какой бы почтенной семье он ни родился, это не принесет ему никакой пользы. Самое важное — победить в себе врагов сознания Кришны с помощью силы, полученной от Баларамы».

По милости Шрилы Прабхупады мы получили возможность поклоняться Божествам Гауранги и Нитьянанды. В этой форме Господь меньше обращает внимания на оскорбления, которые неизбежны в нашем поклонении, несмотря на многочисленные правила. И вместе с тем, только по милости Гаура-Нитай мы со временем сможем получить возможность поклоняться Шри Шри Радхе-Кришне, сначала в облике Божеств, потом в сердце, а потом и на Голоке Вриндаване.

Господь Нитьянанда бесконечно милостив к падшим душам, особенно тем, у кого нет сил выбраться из болота материального мира. Вся наша духовная жизнь, от начала и до конца, зависит от милости Нитьянанды.

Могущество и другие качества Господа бесконечно расширяются – в день Своего явления бесконечно сострадательный Господь становится еще более великодушным. Он обращает внимание на самое незначительное служение Ему – читать и слушать о Его играх, проповедовать от Его имени, принести цветы, фрукты или подарки Божествам (лично имениннику – Самому Нитьянанде!), участвовать в абхишеке в чистой вайшнавской одежде… Или хотя бы просто придти в храм на даршан Божеств – чтобы вас коснулся милостивый взгляд прекрасных огромных глаз Господа Нитьянанды.

«Лотосные стопы Нитая, словно свет миллионов лун, источают приятную прохладу. Их тень облегчает страдания целой Вселенной. О брат, без помощи Нитая невозможно приблизиться к Радхе-Кришне. Поэтому крепко держись за Его лотосные стопы». (Нароттам дас Тхакур)

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас