PostHeaderIcon Первая Гаура-пурнима

Празднование первой Гаура-пурнимы состоялось где-то около 1580 года в деревне Кхетури (Бенгалия), и оно неразрывно связано с именем великого вайшнава-святого Шрилы Нароттама даса Тхакура.

Перенесемся же в те не столь далекие времена и погрузимся в таинственную, исполненную духовного блаженства атмосферу служения Господу и вайшнавам, чтобы затем воссоздать этот дух во время празднования Гаура-Пурнимы здесь у нас, в наше время.

 

.. Однажды Нароттаму пришло письмо из Вриндавана от его духовного учителя Локанатхи Госвами, в котором он просил Нароттама установить в Кхетури Божества для поклонения. Здесь было много искренних преданных, и им следовало каждый день поклоняться арча-виграхе Господа ради духовного блага.
Установление Божеств означало значительный шаг в духовной жизни учеников Нароттама. Он выбрал благословенный день Гаура-Пурнимы, день явления Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы устроить огромный праздник. Этот праздник давал Нароттаму возможность распространить учение Госвами Вриндавана, непосредственных последователей Господа Чайтаньи, по всей Бенгалии. Посетить праздование были приглашены все великие вайшнавы. Господь завершил Свои проявленные игры за несколько десятилетий до этого, но день Его явления еще не отмечался как великий праздник, Махотсова. В Кхетури это должно было произойти впервые, поэтому Нароттам созвал великих вайшнавов, махант, со всей Индии, и особенно из Ориссы и Бенгалии.

Сотни преданных первого и второго поколения (от Господа Чайтаньи), а также их последователи, получили приглашение, написанное красивым санскритским стихом. И все же Нароттам сомневался, сможет ли он должным образом принять всех возвышенных вайшнавов. Преисполненный глубокого почтения, он хотел сделать это как можно лучше. В назначенный час Нароттам встретил гостей с большой пышностью и предоставил им все необходимое для отдыха. Он располагал немалыми средствами, потому что его отец и дядя, бывшие правителями этой местности, уже покинули этот мир, оставив богатства своего царства Сантошу Датте, брату Нароттама.

Сантош стал учеником Нароттама. С великим волнением он готовился принять возвышенных преданных Господа Чайтаньи. Сантош нес главную ответственность за проведение праздника. Вдохновленный Нароттамом, он готов был на любые расходы. За несколько месяцев был построен огромный храм с вместительным залом для киртана, жилыми пристройками и другими помещениями, прекрасным прудом для омовения, разбит пышный сад. Во все концы разослали гонцов с приглашениями не только для вайшнавов, но и для царей, богатых землевладельцев, поэтов, ученых, писателей, музыкантов, танцоров и других знаменитостей.

Преданные Яджиграма пришли вместе со Шринивасом Ачарьей и Говиндой Кавираджем. Прибыл Рамачандра, пользуясь благоприятной возможностью пообщаться со своим другом Нароттамом. Из Ориссы пришел Шьямананда Пандит со своими последователями, среди которых был Расика Мурари. Из Шри Кханды - Шри Рагхунандана Тхакур и много других преданных, из Шантипура - сыновья Адвайты Ачарьи. Из Амбика Калны прибыл Хридая Чайтанья и много других гаудия-махант. Это лишь несколько имен из тысяч преданных, собравшихся на этот праздник.

Поскольку вайшнавы шли из своих городов и деревень пешком, по дороге они собрали множество последователей, всем встречным рассказывая о необыкновенном празднике, который состоится в Кхетури. Словно снежный ком, шествие увеличивалось все больше и больше, уже не сотни, а тысячи людей двигались к месту празднования. В течение недели они достигли границы Западной Бенгалии. Сантош Датта приготовил десятки больших лодок, чтобы перевозить преданных через реку. На другом берегу их ждали роскошные паланкины и запряженные волами огромные повозки, чтобы везти людей в Кхетури-грам. Нароттама, Шринивас и Сантош Датта встречали каждого из прибывающих гостей цветочной гирляндой. Преданным предоставлялись отдельные помещения и слуги.

Почетным гостем стала Джахнави Деви, супруга Господа Нитьянанды. После ухода Господа Нитьянанды, Адвайты Ачарьи, Шриваса Тхакура и других спутников Господа Чайтаньи Шри Джахнави Ма приняла на себя миссию Господа - наводнить мир нектаром санкиртаны.

К этому времени от основного течения Гаудия-вайшнавизма стали отпочковываться различные сомнительные философские направления. Джахнави Мата умело объединяла всех и разрешала разногласия между этими группами, к полному удовлетворению Гаудия-вайшнавов.

Шринивас, Нароттам и Шьямананда встретили Джахнави Деви и ее спутников смиренными дандаватами прямо в дорожной пыли. Нароттам совершил особое поклонение, предложив Джахнави Мате цветы и чандану, и также выразил почтение всему ее окружению. Преданные обнимали друг друга в великом восторге.

Раджа Сантош Датта приготовил прекрасные дома для Джахнави и ее спутников, а также слуг, готовых исполнить все их нужды. Вскоре все разместились и приняли прасад. Сантош Датта был счастлив видеть, что вайшнавы довольны оказанным вниманием и заботой.

Близился вечер накануне великого праздника, и преданные начали санкиртану. Выразив почтение Джахнави и всем собравшимся вайшнавам, Рагхунандана Тхакур запел вдохновенные песни, громогласный киртан не стихал всю ночь. Но это было только начало. Грандиозный праздник должен был начаться на следующий день.

Наутро тысячи воодушевленных преданных начали киртан, празднуя день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Джахнави Мата, шакти Нитьянанды, казалась необыкновенно прекрасной посреди этого огромного собрания вайшнавов. Глядя на нее и всех присутствующих, слушая божественный киртан, безбожники и грешники обретали освобождение. Жители Кхетури побросали дома, чтобы увидеть преданных и утонуть в нектаре киртана. Каждый плавал в океане экстаза, все было затоплено блаженством Вайкунтхи.

Нароттам торжественно открыл прекрасные фигурки Божеств, установленных благословением собравшихся вайшнавов. Это были Божества Валлабха Канты, Шри Кришны, Враджа Мохана, Радха Канты и Радха Рамана, а также великолепные Шри Чайтанья и Его супруга Вишнуприя.

Интересна история, рассказывающая о том, как Нароттам накануне праздника нашел Божества Чайтанья-Вишнуприи. Он появился на пороге дома брахмана Випрадаса, жившего в деревне Гопалпур. Пригласив знаменитого садху из Кхетури, Випрадас почтительно предложил ему сесть и подал стакан свежей воды. Два вайшнава беседовали на разные темы, пока Випрадас не рассказал, что боится ядовитой змеи, которая живет у него в сарае, где он хранил свой рис. Нароттам улыбнулся и бесстрашно направился в сарай справиться с "ужасной змеей". Когда он вернулся, в руках у него были два прекрасных Божества - Махапрабху и Его супруги Вишнуприи, а змея исчезла. Нароттам принес эти Божества в Кхетури, где Они и были установлены с великой пышнстью.

Необходимость поклонения Божествам описана в священных книгах вайшнавов. Кришна принимает служение в образе должным образом установленной арча-виграхи, и преданные развивают личностное представление о Боге, сосредотачивая свой ум и чувства на Его непосредственно воспринимаемом облике.

Церемонию абхишеки, традиционного омовения Божеств, возглавлял Шринивас Ачарья. Искусные чтецы и киртанийи прославляли Кришну в строго вайшнавских традициях. Ни на мгновение не прерывались сложные в исполнении классические танцы и различные драматические представления. Весь Кхетури гремел звучанием святого имени Господа Кришны.

Когда Божества были установлены согласно указанием шастр, все блюда и фрукты, а также цветочные гирлянды были предложены Джахнави, которая, в свою очередь, раздала их Шринивасу, Нароттаму, Шьямананде и Сантошу Дате. Затем преданные отдыхали, наслаждаясь прасадом и часами говоря о Кришне. Наконец, все проследовали в огромный украшенный зал для киртана, где Нароттам начал неторопливо петь в своем особом стиле Гаран-хати. Этот берущий за душу стиль отличается сладкими мелодиями и богат духовными переживаниям. Нароттам начал петь, и все поддержали его, играя на инструментах, танцуя и воспевая имя Господа. Вайшнавы плакали, слушая глубокий голос Нароттама даса Тхакура, который вел их в прекрасном киртане, воспевая одну мантру за другой.

В кругу преданных, подобных бесконечным волнам, Нароттам был похож на полную луну посреди усыпанного звездами неба. Нароттам начал с прославления Махапрабху, а затем постепенно развернул прекрасный Радха-Кришна киртан, который постоянно сопровождался тематическими повторами, не прерывающими последовательного музыкального повествования. Впервые такую манеру исполнения явил Сварупа Дамодара, близкий спутник Господа, обладавший прекрасным мелодичным голосом. Затем ее развили три брата Гхоша - Мадхава (один из величайших мастеров игры на мриданге), Говинда (выдающийся пуджари) и Васу (легендарный певец, написавший много Гаура-чандрик). Но на празднике в Кхетури Нароттам поднял это искусство на новую высоту.

Киртан Нароттама достиг невиданного совершенства, прежде всего, потому, что на празднике в Кхетури в момент наивысшего духовного подъема появился танцующий Господь Чайтанья Махапрабху и все Его спутники, многие из которых покинули этот смертный мир уже более пятидесяти лет назад. Тысячи присутствующих преданных были свидетелями этого чуда.
"Бхакти-ратнакара" говорит: "Возможно ли описать несравненное счастье преданных, когда посреди киртана низошел милостивый Шри Чайтанья и Его спутники, чтобы доставить удовольствие преданным Господа? Словно вспышка света среди гущи прекрасных облаков явился Сам Шри Чайтанья, окруженный множеством Своих последователей".

Махапрабху появился вместе с Нитьянандой Прабху, Шри Адвайтой, Гададхарой, Шривасом Тхакуром, Харидасом Тхакуром, Сварупой Дамодарой, Рупой и Санатаной, и многими другими. Возможно ли описать любовь, которую испытывала в эти мгновения Джахнави Деви, видя посреди киртана своего ушедшего супруга? Как вообразить чувства сыновей Адвайты Ачарьи, когда они увидели отца, танцующего и поющего, словно юноша? Могли ли удержаться от слез братья Шривасы Тхакура, когда они увидели его, танцующего перед Махапрабху, каким они всегда его помнили? Конечно, преданные не могли владеть собой, восторг близости с Господом и Его спутниками поглотил их. Долгая випралабха-сева, сильная разлука, сменилась самбхогой, божественной встречей.

Преданные продолжали бесконечный танец, полностью потерявшись в киртане Нароттама и не чувствуя мокрых от слез одежд. Шриниваса на мгновение обретал власть над собой, но Нароттам пребывал в такой глубокой медитации, что его киртан стал неудержимым. Преданные кричали Нароттаму в ухо:

- Спасибо, учитель! Силой своей преданности ты позволил всем нам увидеть Шри Чайтанью Махапрабху в Его бесконечном духовном танце с Адвайтой Ачарьей и другими вечными спутниками!

Накануне вечером Махапрабху явился Нароттаму во сне и сказал, что придет вместе со Своими спутниками, чтобы вдохновенно танцевать в его киртане, поэтому Нароттам ждал этого мгновения и хотел его остановить. Киртан длился много часов подряд до глубокой ночи. Он стал бесконечным, потому что преданные навсегда забрали с собой память о нем (лила-смаранам). Когда киртан закончился, все ощутили вкус любви в разлуке с Господом.

Однако Джахнави Ма тут же затеяла новое веселье. Она подошла к только что установленным Божествам и предложила Им особый красный порошок, которым бросают друг в друга Радха и Кришна во время Холи. Божества насладились краской, а потом Джахнави Ма велела преданным взять эту краску и отпраздновать праздник Холи, бросая ее друг в друга. Не успели эти слова сойти с ее уст, как тысячи преданных с великим воодушевлением уже бросали яркой краской друг в друга, наслаждаясь памятью радостных игр Радхи-Кришны. В таком веселье прошла ночь. Продолжая праздник явления Махапрабху, преданные стали слагать песни о Его божественном рождении и детских играх.

На следующее утро Джахнави Ма и еще несколько опытных поваров, обучавшихся у нее, приготовили на всех завтрак, а потом Джахнави стала раздавать преданным прасад. Когда все вкусили, Джахнави Ма, чье смирение не знало границ, села и насладилась прасадом. Праздник продолжался три дня, но все, кто был там, вспоминали о нем всю жизнь. Многие вайшнавы остались в Кхетури на несколько недель, другие вернулись в свои деревни.

С этих пор праздник Гаура-Пурнимы в Кхетури стал отмечаться ежегодно, и затем эта традиция распространилась повсюду, где гаудия-вайшнавы поклоняются Господу Гауранге.

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас