PostHeaderIcon Шри Шри Гаура-Нитай (Сухарево, Юрлово)

"Я выражаю почтение Шри Кришне Чайтанье и Господу Нитьянанде, которые подобны солнцу и луне. В один и тот же час Они взошли на небосклоне Гауды, чтобы рассеять мрак неведения и даровать всем и каждому чудесное благословение".

История основания храма Шри Шри Гаура-Нитай мандир (Сухарево)

...Трудно осознать, как возник этот наш храм - Шри-Шри Гаура-Нитай мандир. Как все это началось, как поначалу ничего не было и как стало быть, и вот оно есть. Это проявленное состояние духовной жизни в материальном мире. Вот недавно приезжал сюда к нам в Сухарево один материалист и жил здесь несколько дней. И он все говорил: "Это другая жизнь", "Это совсем другой мир". Нам кажется нет другой жизни, не существует, но для него существует. Вы, придя сюда, уже погрузились в эту жизнь и думаете другой жизни нет. Есть! Материальная. Вы, наверное, забыли о ней. А они, когда с материальной жизни попадают сюда, сразу чувствуют разницу. Великая радость должна рождаться в вашем сердце от того, что есть разница.

А началось все давно... Впрочем даты рождения храма не существует, как-то не определили, когда храм зародился. Он вечный - вечный храм Шри-Шри Гаура-Нитай мандир.

Однажды в метро мне встретился один человек и говорит: "Видура, у нас есть возможность - квартира. Я работаю дворником, и там на Проспекте мира квартира пяти-комнатная. Брать или не брать? Что если устроить там ашрам?" Я говорю: "Бери!"

До 1989 г. в Москве была такая ситуация, что каждый старший преданный имел свой приход. У каждого была квартира, где собирались. У Кришна-Кумара была квартира, там сладким голосом пели под ситару или вину. Кришна-Кумар поет, как гандхарва. Туда ходили наслаждаться этим нектаром. У Сучару звучала философия. Сучару здорово санскрит читал, и все ходили слушать. У Сатананды на Кировской - он из тюрьмы вышел и опять продолжил на старом месте. К нему, в основном, молодежь ходила, пели очень много, Сатананда любил петь и тоже очень хорошо читал санскрит. Была еще квартира у Премавати, и у Ягьи тоже приход был. Вначале мы сюда на ст. Некрасовскую ездили, (одна остановка не доезжая Катуара, где сейчас храм). Там дача была у одного - и там собирались пели, пели и кушали.

Потом как-то к нам пришли два друга из Выхино. Оба - алкоголики второй группы, но говорят: "Мы завязали". Один из них предложил: "У меня есть квартира двухкомнатная. Там можно устроить ашрам". Это и стало первым ашрамом. Нигде еще тогда ашрамов не было. Люди стали приходить, фисгармонь откуда-то появилась. Пели от души на Выхино. В начале все сидят, но начинают петь и потом самопроизвольно начинают прыгать. И еще славилось это место халавой. Халавц, как правило, делал я. У меня был хитрый рецепт. Вы никогда не пробовали такой! Во-первых, манку я не обжаривал, а сыпал прямо в воду с маслом, сахаром, со всякими специями и лимонной кислотой. Получалось почему-то необыкновенно. Она была какая-то маслянистая, прямо таяла во рту, и все глаза вытаращивали, когда ели, и говорили - вот это да! Потом и первый храм наш тоже славился этим - что там можно было наесться от души.

Весной 1989 г. мы поехали первый раз в Индию, и хозяин наш опять стал пить. Жить больше там стало невозможно. А с этой квартирой на Колхозной еще не получалось. Полгода там тянулось оформление. Тогда я взял свой приход и поехал по России. Поехали через Тулу в Курск, в Саратове побывали. Даже в Орел и Харьков заехали и добрались до Одессы.

И так мне понравилось в Одессе! Люди какие-то довольные, благостные, умиротворенные. Про Кришну очень любят слушать, любят преданных. Цыгане на Дерибасовской, если киртан проводишь, пляшут вовсю и пожертвования дают. Остался я там, и стали мы искать место. Как будет место - надо только сделать его святым, а свято место пусто не бывает. Оно тут же наполняется. И стали мы искать - нашли в чудесном дворе, дворы в Одессе в точности как в Индии, как в Калькутте. Сдала нам одна женщина большую комнату. Мы туда книг завезли. Алтарь устроили большущий. Народу стало ходить очень много. Мы стали распространять книги на Дерибасовской. Большая была там перспектива. Думаю - останусь здесь, в Москву не поеду. Никто меня не вытянет. Но стали звонить из Москвы и все-таки вытащили меня. Сказали, что квартира есть пяти-комнатная на Колхозной. Это было после первого паломничества в Индию. Привезли оттуда Божества. Маленькие Божества нашего храма - это тогда самые большие были Божества.

Когда я приехал из Одессы на Колхозную, там жили пять брахмачари. Квартира была ужасная. Там жил один мясоед, готовил на кухне мясо. Он там с женой жил и детьми. Мы стали его кормить прасадом, устраивать киртаны, рано вставать. И он не выдержал этой атмосферы духовной. Мы нашли ему квартиру в другом подъезде, и он туда переехал. Вся квартира стала наша. И брахмачари жили там впятером. Вначале все вставали, кто когда хотел. Но я установил правило - в семь часов все должны быть на службе. Они, скрипя сердцем, приняли это. А потом квартира стала быстро заполняться.

И тут нам Кришна сделал великий подарок: пригнал к границе четыре или пять фургонов, набитых книгами. Книги пришли еще раньше - непосредственно перед появлением ашрама на Колхозной. Их тогда задержали на границе. Мы устраивали демонстрации, чтобы их пропустили и отдали нам. Их было двести тысяч. А еще до этого из Индии прислали десять тысяч карманных "Бхагават-гит". Потом книги в глянцевом переплете: "Бхагавад-гита", "Источник вечного наслаждения" и "Учение Господа Чайтаньи". Они мгновенно распространились. ВВТ тут же напечатало новые книги на эти деньги. Первая книга, которую напечатали в очень большом количестве - "Учение Шри Чайтаньи". Склады все были забиты. Квартиру на Колхозной забили этими книгами так, что негде было спать. Было пять комнат, и все были забиты книгами. А мы к тому времени, как появились книги, уже отработали систему распространения. Распределили, кому какое метро, где кому стоять. Поначалу с неохотой выходили: "Как? Зачем? Может, на Арбат лучше петь пойдем? Книги зачем распространять?" Старшие стали проповедовать им, что книги везде распространяют, что это миссия Шрилы Прабхупады, что это основа всей нашей деятельности. И преданные стали выходить с книгами. Тогда не было подсчета очков или соревнования. Просто спрашивали друг у друга: "Сколько? О-о-о!". Люди впервые видели эти книги. Тогда ведь не было таких пестрых прилавков, не было никакой мишуры западной. С запада приехала только "Бхагавад-гита". Больше никаких книг не было, их не разрешали. А мы говорили - запрещенные книги, покупайте! Они были такие красивые! Люди смотрели на них, любовались, не могли мимо пройти, первый раз такие книги видели. И брали, брали, брали. Эта санкиртана в конце концов захватила всех живущих в ашраме. Жить там стало уже человек двадцать пять. Люди хорошо воспринимали Сознание Кришны. Те киртаны, которые мы проводили на Арбате, вызывали неоднозначную реакцию, но в целом люди относились положительно. Мы поняли, что это милость Кришны и стали действовать очень смело. Мы стали очень громко петь в нашем храме. Над нами семья жила, внизу семья, на первом этаже - фирма, во дворе - магазин "Давай, давай" для панков и хиппи. ВВТ подарило нам автобус "Икарус". Мы не знали, что с ним делать, загнали его во двор. Потом его подожгли эти панки. Они всегда нам какую-нибудь гадость делали - то камнем запустят в окно, то придут и своруют. Придут: "Мы кушать хотим". Мы их покормим, а они еще и обувь захватят, какие-нибудь кроссовки, куртки. На "Колхозной" было как в муравейнике. Храмовая комната там была маленькая, и мы перестали помещаться. Всем нравилось ходить на Колхозную - такая там была атмосфера, такие киртаны, такое личностное общение. Там были деревянные перекрытия и на киртанах все ходуном ходило. Поэтому было принято решение - синхронно не прыгать. Когда один в воздухе, другой должен быть на полу. Потому что, если прыгать синхронно, то пол начинал раскачиваться. Внизу жили две семьи, и те, кто жил под нашей храмовой комнатой, переселились, а там устроили склад. Хозяйка была удивительная женщина, никогда не кричала. Она, когда киртан шел, просто звала меня: "Пойдем, Видура, посмотришь. Ну смотри, сейчас упадете ведь!" И мне действительно становилось страшно. Я шел наверх и останавливал киртан, просил не прыгать, потому что, когда стоишь внизу, страшно. Когда находишься наверху - страх пропадает, а когда внизу - страшно. Киртаны были очень шумные, но никто не протестовал, разве что с первого этажа приходили: "Пожалуйста, у нас уже рабочий день начался, заканчивайте". А у нас иногда киртан затягивался до 10 часов утра. Рядом была церковь, поп однажды спрашивает: "Сколько вас там живет?" Брахмачари ему говорит: "Тридцать человек". "Тридцать?...." И он не поверил. "Не может быть, шумите, как три тысячи."

А потом достали двухэтажный особняк на Беговой. Он пустовал. Мы пошли смотреть его. Он был в ужасном состоянии. Тем не менее все уехали туда, на "Беговую". Нас осталось только четыре человека: Аджамила, Гаруда, я и Дхарма. Но свято место пусто не бывает, тут же опять наполнилось. В воскресенье туда было трудно войти. Набивалось человек по сто. Там всегда толкались. Этот способ преданного служения - касаться тел преданных - там был реализован максимальным образом. Касания там не прекращались ни днем, ни ночью. Спали все в храмовой комнате, и там было очень тесно. Другой особенностью "Колхозной" было обилие крыс. Вначале кухня была совмещена с ванной. Просто мы сделали занавеску, установили ванну, под нее таз большой, туда все вытекало. Тот, кто омывался, вылезал, вытаскивал таз, выливал в раковину, ставил обратно, и следующий залезал. Итак, там была одна раковина, этот таз и эта ванна, а за ширмочкой - кухня.

Кончилось все тем, что к нам стали приставать власти: то проводку топором перерубят, то воду перекроют. Постоянно шло это сражение. Удивительно, мы там жили человек 40-50. Непонятно, почему они там нас столько времени терпели. У нас не было никаких прав, чтобы жить там. Это было какое то трансцендентное место. Ощущалось, что оно непосредственно опекается свыше. Нас несколько лет пыталась оттуда выжить фирма, которой этот дом принадлежал. Они жили на первом этаже, и их начальник сам к нам приходил: "Когда вы уедете отсюда?" Он был непримирим. И в конце концов стало ясно, что нам нужно уезжать, потому что они уже стали ремонтировать дом, отключили воду. Мы ее откуда-то таскали в баках. Свет тоже отключили, мы его постоянно как-то подключали. Делали какие-то тайные проводки откуда-то, жили при свечах. Свечки, крысы, темнота.... Крысы удивительные были - большие очень. Первое, что делал повар, когда входил в кухню - разгонял их, но некоторые его не боялись. Бывало, утром идешь, а она так вразвалочку идет, сытая, глазки прикроет... Мы искали новое место в Москве, но Кришна не давал даже намека на то, что мы сможем в Москве что-то найти. И потом мне вдруг пришла мысль, а чего мы к Москве привязались? Давайте поедем в Подмосковье. Григорий поехал со Шьям-Кришной и нашел эту обитель в Сухарево.

Шьям-Кришна просто шел в кабинет к директору и говорит: "Мы - кришнаиты; хотим у вас снять пионерский лагерь под храм". Тот отвечает: "А я уже давно вас жду" - это его слова были - "А я уже давно вас жду". Почему он так сказал, надо бы у него спросить. Удивительная личность, очень светлая, постоянно ездил в Индию - там они заключали все время всякие договора, что-то насчет тяжелой промышленности. "Один корпус хотя бы дай, клуб и деревянное здание". С этого все и началось. Тут еще строители жили. Кухни не было. Переехали сюда где-то уже к зиме. Сделали маленькую храмовую комнату на втором этаже. Поставили Божества маленькие, и приехал Ниранджана Махарадж. Ходил, ходил, я ему показывал все, и он говорит: "Видура, это дворец, хоромы по сравнению с тем, что у вас было". Вначале просторно было, и мы решили быстро сделать новую храмовую комнату. Единственный, кто мог сделать это - он сейчас в Угличе - Варарха прабху, чудесный преданный. Удивительная личность. Он действительно предан Кришне. И он быстро все это сделал.

Записано на основе лекции Видуры прабху,
прочитанной в годовщину установления Божеств
в храме Шри-Шри Гаура-Нитай 2.06.96 г.


История Божеств

Переехали мы в «Сухарево» к зиме 1994 г. Вначале просторно было, и мы решили быстро сделать храмовую комнату. Делали с расчетом под Божеств. Преданный, который все делал, спрашивает: "Видура, какие Божества будут?" Я говорю: "Где-нибудь… метр двадцать". А сам еще не знал даже, где Их брать. Я тогда думал – мраморные будут…

Однажды я приехал на "Беговую". Смотрю, сидит Рохинисута прабху, и у него что-то накрыто. Он мне говорит: "Видура, хочешь покажу?" И как фокусник, быстро сдернул ткань, и это был или Нитьянанда, или Гауранга - одно Божество. Такой красивый! "Нравится?" - спрашивает. Я отвечаю: "Нравится". "Хочешь такого?" "Хочу". "Ладно, - говорит. - Приезжай в Маяпур, я тебе помогу".

В Маяпуре жил тогда некий Удджвала дас, который занимался Божествами. Рохинисута прабху меня с ним свел. И мы стали заказывать Божества. Я думал, какие же заказать? Там две школы: одна изготовляет танцующие Божества, другая – стоящие прямо. И вот мы с матушкой Анандини ходили, заказывали – она переводила. Торговались - торговались и заказали, наконец. 600 долларов отдали. Через год приехали. Ниранджана Махарадж говорит: "Видура, пойди посмотри на свои Божества". "Сделали?" "Сделали". Это был 1995 г. Бегу, в груди аж распирает! Взбегаю на второй этаж – Ачьюта Прабху уже там. Его Божества тоже готовы - для Киева. И первыми открыли его Божества. "Ух ты! – думаю. - Какие красивые Божества, большие!". Потом открыли наши, и не понравились Они мне: какие-то толстые... Я расстроился, думаю: "Для Киева такие хорошие сделали, большущие! А нам - маленькие, толстые, некрасивые…" Даже мантру не смог повторять. Пошел к Ганге, искупался, вылез – и как-то остыл немножко.

На следующий день матаджи Гопалила-дхара расписала киевские Божества, и у наших что-то подправила, лотосы для Них сделала. Я решил еще раз пойти посмотреть. Прихожу, и как чудо произошло! Открыл Божества киевские и открыл наши – впечатление обратное. Киевские – какие-то строгие, того гляди – голову открутят! (Они и в самом деле оказались строгими – долго не соглашались взойти на алтарь). А наши сияли, улыбались, такие миленькие, толстенькие! Я в экстаз пришел, аж слезой прошибло! Стал суетиться, бегать, накрывать Их, открывать. Думаю, дай-ка накрою и опять открою. Накрыл, походил туда-сюда, опять открыл, посмотрел: такие же толстенькие, такие же милостивые – прямо хоть сейчас на алтарь! Я побежал к Удджвале: "Все – ящики заказывай!".

Преданные стали приходить: "Видура, можно посмотреть?" И смотрели на эти Божества. Удивительные были ощущения: засыпал и думал – вот Божества стоят! Чувство такое в сердце родилось, что Они – родные. Удивительные вещи происходят в сознании! Надо было уже уезжать во Вриндаван, и стали мы Божества паковать. А Они не вмещаются в ящики – перестали умещаться почему-то! Мы и так, и этак, и по-всякому, а Они не лезут. Я поехал заказывать большие железные ящики в Навадвипу.

Ездил-ездил, и почему-то не получалось. Там обычно только и ждут заказчиков, потому что живут исключительно за счет того периода, когда ИСККОН туда приезжает. ИСККОН спасает эти святые места и их жителей. Во-первых, Маяпур – это строительство. И столько рабочих мест ИСККОН создал там! А во-вторых, преданные приезжают и у местных торговцев все скупают, так что тем на целый год денег хватает.

Но на этот раз я нигде не мог заказать ящики. И лишь в одном месте в самый последний перед отъездом заказал. Говорю: "Вечером приеду - окончательно договоримся. Успеете сделать?" "Постараемся!". Приехал в Маяпур, пошел к Удджвале: "Знаешь, не лезут Божества в ящики. Я новые заказал ". А он отвечает: "Да ты что, не может быть, чтобы не лезли!". Рассказал мне, как все сделать, и Они уместились как-то удивительно – даже просторно оказалось! Упаковали, написали, где верх, где низ, и повезли Их во Вриндаван. Ехали Они в поезде тоже удивительным образом. Вначале ни за что не помещались, но в итоге как-то втиснулись в купе и приехали во Вриндаван.

А уезжали мы из Вриндавана в 12 ночи в одном автобусе со знаменитым Цюрихским храмом. Но они на самолет опаздывали и подговорили водителей-индийцев, чтобы те Божества наши не брали – ящики-то большие!. И говорят нам водители: "Не повезем эти ящики!". Я кричу: "А куда же нам? У нас – самолет, билеты и Божества! Что же теперь – Божества останутся в Индии, а мы поедем в Россию?" Причем там уже переводчика не было, и я объяснялся и с индийцами, и с цюрихскими преданными каким-то непостижимым образом. Эти цюрихские как увидели нас, наши вещи и наши два ящика с Божествами, уж не знаю, какая стадия бхакти у них наступила, но экстаз у них точно был, потому что волосы встали дыбом. Очень много было вещей, а они опаздывали. Посадка наша длилась где-то минут 15. Я ругался, какие только слова ни говорил - особенно индийцам. Я тащу вещи в автобус, а они толкают назад! Кое-как запихнули мы ящики в автобус. Я в аэропорту договорился, чтобы не в общий багаж Божества сдали, а повезли Их на лифте. Я сказал, что там – Божества, дал индийцу 300 рупий, и добавил: "Аккуратнее давай! Смотри, Ямарадж все видит!" И он аккуратно отвез и положил. Когда прилетели в "Шереметьево", пограничники вызывают нас: "Чего это вы в ящиках привезли?" Они испугались – думали, там трупы. Говорят: "Надо вскрывать и смотреть, что там". Я говорю: "Божества деревянные, обычные". "Нет, надо смотреть!". Пришлось открывать один ящик, распаковывать – это было очень сложно. Я говорю: "Давайте я вам просто лицо покажу и все". Там была одна женщина среди них. Я когда открыл, у нее глаза расширились, она аж дыхание затаила. Потом говорит: "Какой красивый лежит! Ну, закрывай, идите!"

Так Божества приехали в Сухарево. Я нашей художнице говорю: "Сшей такие одежды, чтобы как у невест были - белые". Она сшила как раз к приезду Харикеши и Ниранджаны Свами. Когда мы алтарь открыли, они почему-то засмеялись, стали перешептываться и на меня поглядывать. Оказались, что первыми одеждами у наших Божеств стали подвенечные платья. А швея наша – как ни в чем не бывало: "Ты ж просил, чтобы как невесты были!"

Так что, брахмачари, вот – невесты вам. Ведь ничего случайно не бывает. Появились Они - ваши невесты - в подвенечных платьях. И развеселились наши гуру. Мне было не до веселья, конечно. Я хотел, как лучше – чтобы Они в белом все были, красивые!

Несмотря на все наше несовершенство, Нитьянанда с Гаурангой согласились встать на алтарь и принимать от нас служение. Видите, какие Они милостивые? Они ж знали, что у нас надеть нечего. Несмотря на это, Гауранга и Нитьянанда говорят: "Ладно, наденем это. Что поделаешь?" Божества удивительные! Все, кто ни приезжает, говорят: "Какие у вас замечательные Божества!".

Божества - это форма, общаясь с которой мы связываемся с Господом. Невозможно видеть Бога материальными глазами. Как бы вы ни старались, ничего у вас не получиться. Надо очистить чувства, тогда можно будет воспринимать духовную форму Господа. Но так как Кришна знает наш уровень и понимает, что так или иначе мы должны служить Ему, Он явил Себя в этой трансцендентной форме Нитьянанды и Гауранги 500 лет назад, низошел в этот материальный мир по Своей беспричинной милости. У нас не было никаких шансов приблизиться к Богу. Пока не достигнешь совершенства, Кришна не разрешает приблизиться к Себе. Но Они низошли сюда по Своей беспричинной милости. Господь Чайтанья приходит, чтобы дать людям почувствовать вкус любви к Господу в разлуке.

Он устанавливает этот вкус - випраламбху, а после ухода являет Свою удивительную форму Божеств, принимая служение и не засчитывая оскорблений от падших душ. Нам пока нельзя служить Радхе и Кришне. Они требуют высочайшего уровня поклонения и не прощают оскорблений в Свой адрес. Поэтому у нас и стоят Божества Нитьянанды и Гауранги. Это очень милостивые Божества, и мы должны быть всегда благодарны Им за то, что Они позволяют нам служить Себе, несмотря на все наше несовершенство. Как бы мы ни пытались сейчас удовлетворить Радху и Кришну, у нас не получится. Но если Они не будут удовлетворены, мы не будем удовлетворены. Это формула, которую нельзя забывать. Поэтому не пытайтесь стать преданными Радхи и Кришны, как это делают во Вриндаване сахаджии. Невозможно в наше время приблизиться к Радхе и Кришне иначе как через Панчататтву, через Нитьянанду и Гаурангу.

Мы пока даже не можем оценить, куда ведут нас Нитьянанда с Гаурангой, не можем оценить той милости, которую получили. Но по мере того, как преданный прогрессирует, в его сердце рождается великая благодарность за то, что Нитай и Нимай позволили нам Себе служить. Когда мы служим Им, Они удовлетворяются. Когда Они удовлетворяются, мы удовлетворяемся. И сегодня годовщина установления наших Божеств Нитай-Гауранга. Они согласились приехать из Индии и непосредственно принимать наше служение здесь. Это - Божественные сущности, Сами Нитьянанда и Гауранга.

Записано на основе лекции Видуры прабху,
прочитанной в годовщину установления Божеств
в храме Шри-Шри Гаура-Нитай 2.06.96 г.


Продолжение истории храма

История Сухарево уходит корнями в давние времена, когда в Москве в 1989 году появился первый храм Харе Кришна в квартире на «Колхозной». Этот храм располагался в старом доме, который был в аварийном состоянии и всякий раз во время оглушительных киртанов пол ходил ходуном наподобие акробатического батута и готов был рухнуть в любой момент. Вот именно из этого храма преданные переехали в бывший пионерский лагерь «Космос», который стали называть просто «Сухарево» (так называется поселок неподалеку, а кроме того «Сухаревская» называется станция метро, переименованная с «Колхозной»).

Переезд состоялся в конце 1993 года. Контингент преданных на тот момент состоял из молодых брахмачари 18-25 лет, а возглавлял их президент храма Видура прабху. Это бывалый преданный, начавший свою духовную практику еще в годы коммунизма и репрессий.
В ноябре 1993 в Сухарево переехала лишь темпл-команда, которая подготавливала переезд преданных санкиртаны. На время декабрьского марафона Шрилы Прабхупады санкиртанщики, по указанию Видуры прабху, отправились распространять книги по разным городам, и в январе 1994 г. все они вернулись для проведения первого в Сухарево фестиваля сакиртаны. Каждая группа привезла 2-3 новых преданных, пополнив тем самым ряды нового ашрама санкиртаны.

Первая зима в Сухарево была необычайно суровой. Отопление было отключено, не было горячей воды. Для омовения использовались кипятильники, а чтобы утеплить пол в алтарной на время фестиваля санкиртаны, туда отовсюду принесли матрасы и расстелили их по всей поверхности. Причем в соседних корпусах продолжали жить обычные люди, и для них в помещении, примыкающем к алтарной, работала столовая, где готовилось мясо.

Несмотря на крайне аскетичные условия, преданные с большим энтузиазмом продолжали распространять книги, выезжая в Москву на машинах.

Весной того же года Сухарево посетил ЕС Гопал Кришна Госвами. Ему понравился новый храм и лагерь, но его удивило, что преданные занимают лишь один корпус. Он сказал, что необходимо сделать так, чтобы весь лагерь перешел в пользование преданными. Тогда, благословениями Махараджа, практически, вся территория бывшего пионерского лагеря «Космос» стала территорией храма «Шри Шри Гаура-Нитай Мандир». В 1995 году в храме были установлены большие Божества Шри Шри Гаура-Нитай.

Фестивали
Со временем название «Сухарево» стало известно по всему миру. Уже в 1995 году здесь прошел большой семинар по общественным связям с участием ЕС Шридхара Свами, ЕС Ниранджаны Свами, ЕМ Навина Кришны Прабху, ЕМ Ануттамы Прабху и ЕМ Шаунака Риши прабху. И именно здесь проходили первые в России международные фестивали – прототип теперешних знаменитых фестивалей «Садху-Санга» на Черном Море. Первый такой фестиваль состоялся в 1996 году, когда во всем мире праздновалось столетие Шрилы Прабхупады. В Сухарево съехалось более тысячи преданных не только из СНГ, но и из других стран. На поляне был установлен большой пандал, который каждый год наращивался в ширину, вмещая в себя все больше и больше преданных. До сих пор преданные из Сухарево называют это место «пандал».

В 1997 году в газетах была опубликована информация о том, что вайшнавский фестиваль в Сухарево привлекает не только приверженцев данной конфессии, но и представителей внеземных цивилизаций! Фото, сделанное во время одного из ночных киртанов, - лучшее доказательство этому.

Примечательным событием фестиваля 1996 года стал приход международной группы Пада-ятры. Эта группа включала преданных из разных стран, и за полгода она обошла многие страны Европы, Белоруссию, Украину, Кавказ и пришла на фестиваль в Сухарево. Колесницу Пада-ятры украшали Божества Шри Шри Гаура-Нитай и большое мурти Шрилы Прабхупады.

С каждым годом фестивали в Сухарево становились все масштабнее, собирая все большее количество преданных. Поэтому, в общем-то небольшая, территория Сухарево не была больше способна вмещать всех желающих. Однако Сухарево оставалось центром обучения преданных, проведения различных семинаров и региональных фестивалей.

Бхакти-шастри
На протяжении семи лет (с 1996 по 2002 гг.) храм в Сухарево был центром вайшнавского образования в России. Именно здесь дважды в год проходили курсы «Бхакти-шастри», на которые съезжались преданные не только из России, но и других стран СНГ. За семь лет дипломы получили около 400 преданных. Преподавателями были: Пурначандра Прабху, БВ Госвами Махарадж, Ананта-шаи прабху, Адришья прабху и др. Именно на сухаревских курсах «Бхакти-шастри» обучались некоторые преданные, являющиеся ведущими преподавателями курсов в настоящее время.

Рассказ Кришнананды прабху

Игры «сухаревских» Божеств Гаура-Нитай начались в 1993 году – при сдаче заказа на Божества в мастерскую неподалеку от Калькутты. Видура Прабху с матаджи Анандини поехали туда, чтобы заказать Божества для храма в Сухарево. С большими трудностями, которые преодолевались по милости Божеств, Их привезли в Россию. Церемония установления Шри Шри Гаура-Нитай была проведена в 1995 году. На церемонии установления присутствовали Вишнупад и Ниранджана Свами. С этого времени Божества начали вдохновлять преданных в Сухарево на санкиртану. В распространении книг участвовало более сотни преданных. А санкиртана тогда сопровождалась немалыми испытаниями: на день каждому преданному выдавали «сухой паек» (батон с начинкой, состоящей из риса, дала и сабджи), выезжали на санкиртану на жуткой машине-«катафалке» вроде «Мерседеса». Поскольку зимой в ней было так же холодно, как на улице, внутрь ставили печку – те, кто сидел возле нее, задыхались от жары, а расположившиеся чуть поодаль уже стучали зубами от холода. При этом результаты санкиртаны были одними из самых высоких в СНГ (а три года – и вовсе самыми высокими). Так удивительно Божества вдохновляли преданных!

Сейчас Шри Шри Гаура-Нитай продолжают вдохновлять преданных на распространение сознания Кришны, живя в ашраме брахмачари. Кроме того, здесь Им поют удивительные киртаны. Киртан – это главный способ поклонения Господу Чайтанье. Гаура-Нитай являются главными Божествами нашей эпохи. В Кали-югу мы в первую очередь должны поклоняться не Радхе-Кришне, а Шри Шри Гаура-Нитай, поскольку Кришна пришел в наше время именно в этой форме – Господа Чайтаньи.

А «маленькие» Божества были одними из первых в России, Им поклонялись в первом «храме» на Колхозной. Несмотря на дикие условия проживания преданных, там был установлен первый стандарт поклонения Божествам и жизни преданных. Это произошло в 1989 году, когда преданные вернулись из Швеции. Хотя выглядело это порой странно, Божества соглашались принимать такое служение.

Немного о том, кто такие Гаура-Нитай, и почему мы празднуем день Их установления. Брахмотсава – это день, когда Господь приходит в дом или храм; и центральный момент всей церемонии – когда святой человек приглашает Господа придти. С этого момента в силу вступает закон, приведенный в Падма-пуране – арче вишнау шила-дхир… нараки са: тот, кто думает, что Божество – это камень или дерево, имеет настроение обитателя ада. Он уже прописан в аду – ему остается только умереть, чтобы туда попасть. В священных писаниях объясняется, что душа, заплутавшая в материальном мире, не может видеть Бога. Поэтому Бога называют Адхокшаджа: акша означает «способность воспринимать», акшаджа – то, что было воспринято с помощью чувств, и Адхокшаджа означает Тот, кто выше всего этого. Примерно то же значение имеет слово «трансцендентный». Но Господь делает шаг навстречу душам в материальном мире, приходя в образе Арча-аватары, Божества. Душе не место в этом мире, полном страданий, и Господь, жалея нас, приходит сюда. Арча-аватара – Его самое милостивое воплощение.
Ведь Кришна соглашается придти не только в храм, где Ему должно оказываться по-царски роскошное служение, Он приходит даже в наши ужасные московские квартиры.

В «Чайтанья-бхагавате» описана одна из ранних игр Господа Чайтаньи. Однажды утром Шачи-деви сказала Ему: «Сегодня ночью мне приснился сон, как вы с Нитьянандой в облике маленьких детей зашли в комнату Божеств и стащили с алтаря Кришну и Балараму. Вы сказали Им: «Уходите, ваше время прошло, теперь Мы будем принимать все подношения!» Но Они не хотели уходить, и между вами завязался спор. В конце концов, Кришна и Баларама сказали: «Ладно, мы уйдем. Но вы останетесь здесь!»» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, комментируя эту историю, пишет, что таким образом было утверждено положение Господа Чайтаньи и Нитьянанды. И в этом сне Шачи-маты Кришна и Баларама фактически установили Гаурангу и Нитьянанду вместо себя – и с этого момента было начато поклонение Божествам Гаура-Нитай.

Сам Господь Чайтанья придавал большое значение поклонению Божествам. Например, когда Он уже принял санньясу и жил в Джаганнатха Пури, однажды Он отправился на даршан к Господу Джаганнатхе. В тот день в храме было очень много народу, и одна пожилая женщина, стремясь увидеть Божества, взобралась на плечи к Господу Чайтанье. Слуга Господа, бывший рядом с Ним, постарался прогнать ее, но Господь сказал: «Она так стремится увидеть Божества! Я должен молить ее о благословении, чтобы получить такое же понимание».

Следующий случай – история Гауридаса Пандита, великого преданного Гаура-Нитай. Однажды Гауранга и Нитьянанда пришли к Нему в гости, но когда Они собрались уходить, он не отпускал Их. Тогда Господь Чайтанья проявил Божества Гаура-Нитай и предложил Гауридасу поклоняться Им. Но Гауридас отказался. Тогда Гауранга и Нитьянанда встали рядом с Божествами – и превратились в такие же Божества. А те сошли с алтаря и ушли.

Когда Господь Чайтанья описывал Санатане Госвами путь бхакти-йоги, Он перечислил 64 вида преданного служения. Но в конце Он сказал:

садху-санга, нама-киртан, бхагават-шравана
мадхура-васа, шри-муртира шраддхая севана

Он особо выделил эти пять видов духовной деятельности: садху-сангу – общение с преданными, нама-киртан – повторение святого имени, бхагават-шраван – слушание о Боге, мадхура-васа – проживание в Мадхуре и шри-муртира шраддхая севана – поклонение Божеству с верой. Затем Он добавил:

сакала-садхана-шрешта еи панча анга
кришна-према джанмайа еи панчера алпа санга

Из всех видов деятельности эти пять – наилучшие. Потому что кришна-према джанмайа еи – даже благодаря подобной несовершенной деятельности, можно пробудить в своем сердце любовь к Богу. Это относится и к поклонению Божествам. Это очень могущественный метод, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать.

День явления Божеств особенно благоприятен для молитвы – все молитвы, вознесенные в этот день, обязательно будут услышаны Господом. Молиться стоит прежде всего о том, чтобы Господь Чайтанья и Нитьянанда позволили нам принимать участье в Их трансцендентной миссии.

В этот день, кроме самих Шри Шри Гаура-Нитай, нужно прославить преданных, которые служили и служат Им. Прежде всего это, конечно, Видура Прабху, который привез этих Божеств и много лет следил за поклонением Им. Шримати Анандини сыграла большую роль в приезде этих Божеств в Россию – она была переводчиком Видуры Прабху.

Нынешние пуджари – Трилокатма Прабху и Варша Прабху до сих пор поддерживают служение Им. Кстати, важное определение: если преданный совершает одно и то же служение много дней, много месяцев и много лет, это признак освобожденной души. Также одно время этим Божествам замечательно служил Шубхананда прабху.

Сейчас здесь присутствуют санкиртанщики тех лет – середины девяностых – Шриман прабху и Радхика Раман Прабху. Благодаря таким преданным как они, мы имеем то, что у нас есть сейчас.

Также мы должны поблагодарить Олега Тарасова – в свое время он героически предотвратил отъезд Шри Шри Гаура-Нитай в Ярославль. И с этого момента он организовывал служение Им, в том числе и после потери Сухарево.

Марат тоже приложил большие усилия, чтобы поддержать поклонение в трудный период. Божества стояли у него на кондитерской фабрике – и все, кто приезжал к Ним на даршан, отмечали, что Гаура-Нитай очень поправились.

Всегда замечательно пели для Божеств Вайшнава-прана прабху, Гуру-вакья прабху, Мадхуврата прабху, Григорий. Бхакта Ферхат сыграл большую роль в поддержании Сухарево. Благодаря служению матаджи Вани-прии все московские Божества всегда утопали – и утопают! – в цветах. Матаджи Нада-бинду-видхарини тоже замечательно служила Божествам. Кеши-дамана прабху сыграл большую роль в поддержании поклонения. Матаджи Лалита-сундари готовила для Божеств. Кришнананда прабху много лет приезжал по воскресеньям в Сухарево, читая лекции и вдохновляя преданных… Вишнурата прабху всегда помогал пуджари советами… Многих здесь сейчас нет, но их тоже стоит вспомнить и прославить.

Шри Шри Гаура-Нитай Ки джая!

Продолжение истории (лето 2008 года)

Похоже, теперь одиссея сухаревских Шри Шри Гаура-Нитай закончилась. Во всяком случае, на довольно длительное время. После остросюжетной истории с поспешным отходом из Сухарево и от сладкой жизни в подмосковном тортовом цехе легендарные Божества, не желая стоять на одном месте, прошлись по округе с проповедью, а теперь намерены пристать к берегу и получить отдельное жилье.

На празднике в своем будущем доме в коттеджном поселке Юрлово Шри Шри Гаура-Нитай приняли в минувшую субботу около двухсот человек. Главными действующими лицами были прилетевший накануне Прабхавишну Свами, Бхакти Вигьяна Госвами и, прежде всего, Шриман Шиталанга Гауранга Прабху – блистательный брахман, полюбившийся всем благодаря своим молитвенным ягьям, установлением Шри Сударшана-чакры-раджа, призыванием серебряного Шри Ананта-шеши на место будущего храма Шри Шри Радха-Мадхава и нейтрализацией влияния злых планет, терзающих общину. Шиталанга Гауранга Прабху провел огненную ягью, как всегда подробно объяснив ее смысл и цель и поразив гостей силой своего проникновения в суть того, что делает пуджари. Он не просто произносил мантры и гимны – он старался увидеть (а может, и лицезрел) те великие личности, к которым обращено звуковое послание Вед. Понять смысл таинственных вибраций и пассов было, по-видимому, проще, нежели передать смятение чувств и удивление, застывшее в глазах гастарбайтеров, которые вкалывали на отделке соседних усадеб.

Среди гостей Божеств Шри Шри Гаура-Нитай можно было увидеть Брахмананду-пури Прабху, весело танцевавшего перед алтарем, матаджи Анандини, матаджи Ягью, Мучукунду Прабху и других ветеранов проповеди святого имени Господа в России.

Сюрпризом праздника стала, однако, абхишека. Почему? Да потому, что эта церемония, оказывается, не сводится только к обливанию мурти соками, водой, йогуртом и медом с последующей дегустацией чудо-напитка. Шиталанга Гауранга Прабху продемонстрировал собравшимся то, как привычный обряд омовения Божеств превращается в очень серьезную медитацию на сакральную связь с Господом, предстающим нашему внутреннему взору в соответствии с тем настроением, которое проявлено или еще не проявлено в нас. «Ребенок [читай: Божества] ведь не говорит о том, что ему необходимо. Мы сами должны об этом догадаться», – уверенно заявил южноиндийский садху, после чего под добрые улыбки и веселый смех почистил Божествам... зубки и даже язычки! Так пуджари Шиталанга Гауранга Прабху предложил смотреть на служение Господу через призму простоты и бескорыстия, очищая сердце от посторонних мотивов, страха, неуверенности, сомнений и прочего мусора, а ум – сосредоточить на наставлениях ачарьев, Шрилы Прабхупады и духовных учителей, без которых бхакти никогда не разрастется в пышный чудесный сад.

«Думаете, изначальный Бог – это Нараяна? – задал риторический вопрос брахман, артистически пропев множество древних гимнов во славу Господу Вишну и Господу Нараяне. – Нет, Шри Кришна – вот Всевышний и Предвечный Господь!»

Ну да, конечно же, Кришна! Все гениальное – просто! Кто еще, как не Кришна с присущим Ему юмором и добролюбием, способен навечно связать разные по своему характеру судьбы? Мне лично показалось, что этот праздник на мягкой травяной лужайке, несмотря на скромность обстановки, сблизил вайшнавов. Наверное, так выглядели и собрания вайшнавов в былые годы, когда единственным желанием людей было служение и проповедь святого имени Кришны. Было видно, что перед нами Те, вокруг Которых всегда можно сплотиться, и те, кто всегда помогут и подскажут, как это лучше сделать. Дом Прабхупады – это и Дом Божеств, и Дом Гуру, и Дом Вайшнава. Как повторяет в ходе каждой ягьи Шиталанга Гауранга Прабху, все, что сверху, снизу, внутри и снаружи, раскрывает славу и могущество Господа Кришны. Ведь слово «бхакти» переводят еще и как «сопричастность». Иными словами, нужно помогать друг другу и ценить даже крохотное служение Господу.

Что касается Божеств, то пока Они временно царствуют в юрловском ашраме, превратив обитель юных мудрецов в настоящую Вайкунтху (кстати, без искреннего и любовного служения юрловских брахмачари праздника бы не состоялось, вот уж где настоящее бхакти зреет! а Ачинтья-Чайтанья Прабху, говорят, чуть ли не в одиночку всю ночь готовил потрясающее праздничное угощение). Ясно, чтобы увидеть Божества, требуется особое дозволение. Но скоро и на Их новой земле появится храм. Поговоривают, что уже идет архитектурная разработка. Все ведь меняется к лучшему, несмотря на нюансы, как сказал бы Сент-Экзюпери, размышляя о загадочном Маленьком Принце.

Ядунандана дас

Фото с Брахмотсавы 2009

Брахмотсава 2010

Видео - тот самый первый даршан!

Обновлено ( 04.09.2010 19:11 )

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас