PostHeaderIcon Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век». Кришна, Верховная Личность Бога («Бхагавад-гита», 4.8) «Господь и ходит, и не ходит; Он далеко – и в то же время очень близко; Он пребывает внутри всего – и все же Он вне всего». («Шри Ишопанишад», мантра 5)

В Боге непостижимым образом уживаются все качества, даже самые, казалось бы, противоречивые. Он пребывает за пределами материального мира, трансцендентный ко всему, но Его сияние пронизывает каждый атом. Он – Творец материального мира и трех гун материальной природы – благости, страсти и невежества, и потому неподвластен ни одной из них. Хотя иногда кажется, что Он благосклонен к праведникам и недоброжелателен к демоничным людям, Его деяния всегда и всем приносят благо – причем вечное благо…

Есть история, как нельзя лучше иллюстрирующая вышеприведенные стихи из священных писаний, - она описана в «Шримад Бхагаватам». Ее можно назвать

История одного праведника и одного злодея

Жил-был человек, который ненавидел Бога. Причем ненавидел за конкретное дело – за убийство своего любимого брата. Бог не был для него далекой абстракцией, «карающей дланью времени» или грозной судьбой, по странному стечению обстоятельств унесшей жизнь дорогого ему родственника. Нет – Бог явился Сам, лично, хотя и в не совсем обычном облике. Этот человек изучал Веды и потому знал, что Бог трансцендентен к Своему творению, а значит беспристрастен – почему же в этот раз Он вмешался в ход истории? Зачем нужен такой «неправильный» Бог?

И человек решил убить Бога… Этого странного человека звали Хираньякашипу.

Во Вселенной идет вечное сражение между двумя армиями – демонов и полубогов, Земля же находится между ними и потому часто становится ареной для этого сражения. Демоны и полубоги не так уж сильно отличаются друг от друга – иначе, как они могли бы сражаться? Главная разница между ними в том, что полубоги признают власть и законы Верховной Личности Бога, а демоны считают себя выше их. Создав Вселенную, Господь установил правило, следуя которому, все общество будет жить в мире и согласии. Правило простое: «Все во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит» («Шри Ишопанишад», мантра 1). Однако демоны считают по-другому: «Почему все должно принадлежать какому-то Богу? Гораздо лучше, если все будет принадлежать мне». Таково демоническое умонастроение.

А Хираньякашипу был царем демонов. Терзаемый обидой, он приказал своим сторонникам: «Идите и убивайте всех, кто следует законам Бога! Пусть нарушится заведенный порядок во Вселенной – тогда полубоги ослабеют, и мы легко сможем победить их. А Верховного Бога, Господа Вишну, я убью сам, чтобы отомстить за смерть своего брата!» И демоны отправились на Землю, творя зло всему живому. Они убивали праведных людей, устраивали пожары в селах и деревнях, вырубали плодовые деревья, рушили города… Земля погрузилась в скорбь.

Хираньякашипу тоже не терял времени. Для начала он решил сам стать Богом. Ну, хотя бы почти Богом. Хотя бы бессмертным. «В долине у подножия горы Мандара Хираньякашипу начал совершать аскезу, стоя лишь на больших пальцах ног, подняв руки к небу и глядя вверх. Стоять в такой позе необычайно трудно, однако он делал это, чтобы достичь своей цели». Он стоял так много лет – и постепенно от его головы начал исходить жар, раскаливший все планеты Вселенной. Обеспокоенные полубоги отправились к обители Брахмы – вторичного творца Вселенной. Брахма создал нашу Вселенную под руководством Верховного Господа, из элементов созданных Им. Брахма управляет делами Вселенной, тогда как Верховный Господь, за редким исключением, не вмешивается в них. Вняв мольбам полубогов, Брахма явился перед Хираньякашипу и спросил его: «Чего же ты хочешь? Ты совершил столь суровую аскезу, что можешь просить любых благословений». С этими словами он вернул молодость и силу иссушенному телу Хираньякашипу, и тот, обрадованный, стал прославлять Брахму. Он назвал его повелителем Вселенной, прибежищем гун природы, обладателем совершенного знания, олицетворением Вед, Высшей душой, и даже Верховной Личностью Бога… И все-таки, прославляя Брахму громкими эпитетами, Хираньякашипу понимал, что и тот не бессмертен. Ни одно из живых существ в материальном мире не может вечно оставаться в одном теле – даже если его жизнь равна жизни Вселенной. Брахма не мог даровать ему бессмертие, но… Хираньякашипу решил все же попытаться. Он попросил, чтобы его нельзя было убить ни в доме, ни за его пределами, ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе; попросил защиты от любого оружия; и чтобы не мог его убить ни человек, ни животное – а лучше неуязвимость от всего живого и неживого… И вдобавок он потребовал полную власть над всеми живыми существами, непобедимость и все возможные мистические силы. Кажется, все предусмотрел… Теперь он был готов к сражению с Богом.

Хираньякашипу стал повелителем Вселенной. Перед ним трепетали даже самые могущественные полубоги, небесные красавицы танцевали только для него, а певцы с райских планет пели ему славу. Хираньякашипу управлял Вселенной один, разогнав все 33 миллиона полубогов. Земля, в страхе, давала урожаи, не дожидаясь, пока ее вспашут, а реки и моря сами приносили драгоценные камни. Но, несмотря на это, никто во Вселенной не был счастлив – новый владыка управлял своими поданными железной рукой. Демон живет только для собственного наслаждения – и потому никого не может сделать счастливым. Даже самого себя. Несмотря на все свое могущество, Хираньякашипу не был счастлив – «Тому, кто не умеет довольствоваться малым, не хватит и целой Вселенной»…

А основной источник несчастья великого царя находился в его собственной семье. Его младший сын, пятилетний Прахлада стал – о ужас! – преданным Вишну, Верховной Личности Бога и главного врага Хираньякашипу. Впрочем, все началось довольно безобидно. Однажды царь подозвал к себе сына, только-только начавшего обучение в школе для царских детей, и с любовью спросил его: «Сынок, какое из полученных тобой наставлений ты считаешь наилучшим?» Прахлада честно ответил отцу, коротко рассказав о бессмысленности мирской жизни, приносящей одни страдания, и посоветовав оставить все и уйти в лес, чтобы поклоняться Верховной Личности Бога. Хираньякашипу в ответ просто рассмеялся – он-то приложил столько усилий, чтобы достичь успеха в материальной жизни – и теперь не мог поверить, что кто-то другой способен добровольно отказаться от этого. Он слегка пожурил сына и посоветовал учителям получше следить за детьми. Прахлада вернулся в школу – но учеба не занимала его. Никакая политика и экономика не могла сравниться с источником величайшего блаженства – Верховным Господом. Прахлада думал только о Нем – и Господь был рядом с ним.

Через некоторое время Хираньякашипу вновь вызвал к себе сына. Как отец, он хотел услышать о его успехах в учебе. И снова он спросил о лучшем, что ему удалось узнать от своих учителей, ожидая услышать милый, хотя и довольно бессмысленный детский лепет, который умиляет всех родителей – будь они хоть самыми могучими царями… Ответ Прахлады, подробно описывающий преданное служение Богу, по праву считается жемчужиной «Шримад Бхагаватам». Слушать о Верховном Господе, рассказывать о Нем другим, помнить о Нем, поклоняться Ему, возносить Ему молитвы, стать Его слугой, считать Его своим самым лучшим другом и, наконец, полностью предаться Ему – вот лучшее, что может сделать человек; только тогда можно сказать, что он обрел совершенное знание…

Хираньякашипу был в страшном гневе. Его сын поклоняется его злейшему врагу! Значит, он сам стал врагом – и должен умереть! И ослепленный яростью «любящий отец» приказывает слугам убить своего пятилетнего сына. Но не все так просто. Есть такая поговорка – «Если Бог хочет кого-то убить, кто сможет его защитить? И если Бог защищает кого-то – кто сможет его убить?» Верховный Господь всегда защищает Своего искреннего преданного. Что бы не делали с маленьким Прахладой – пытались проткнуть копьями, бросали под ноги слонам, травили ядом, бросали в огонь, сбрасывали со скалы – он оставался цел и невредим. Его возлюбленный Господь неизменно охранял его.

Наконец, Хираньякашипу начал понимать – что-то здесь не так. Все же он был разумным человеком. Так и эдак обдумывая создавшуюся ситуацию, он пришел к выводу, что, Прахлада каким-то образом достиг того, к чему так стремился он сам – стал фактически бессмертным. А враждебное отношение к такой возвышенной душе, возможно, станет причиной его собственной гибели. Поняв это, царь погрузился в скорбь – не радовали его ни власть, ни богатство, ни мистические силы… К счастью, на помощь пришли «друзья» – подданные-подхалимы. Они убедили загрустившего повелителя, что нет причин для беспокойства – ведь он завоевал целую Вселенную – что ему может сделать пятилетний ребенок? Хираньякашипу воспрянул духом.

 

Прахладу вернули в школу – в надежде, что из него все-таки удастся сделать «нормального демона». Но тот, прилежно отвечая уроки, не переставал помнить о Верховном Господе. А в свободное время проповедовал друзьям-одноклассникам – и те тоже становились преданными Господа Вишну. Скоро слухи об этом дошли до учителей, и те немедленно доложили царю.

Хираньякашипу просто затрясся от ярости. Он велел привести к нему сына – он решил убить его сам.

Прахлада смиренно встал перед ним, почтительно сложив ладони, чтобы выразить почтение своему отцу. А тот шипел, словно змея, осыпая Прахладу оскорблениями. Прахлада спокойно отвечал ему, убеждая отказаться от зависти и злобы. Наконец, ярость царя достигла апогея. Он вскочил и выхватил меч, чтобы отрубить своему сыну голову. Желая показать свою невиданную силу, он разнес на куски колонну, о которой минуту назад спрашивал Прахладу: «Если твой Бог везде, почему я не вижу Его в этой колонне?»

В момент удара из колонны раздался ужасающий гром, прокатившийся по Вселенной, испугавший все живые существа. Хираньякашипу в недоумении остановился, пытаясь понять, что же случилось.

И тут перед ним появился Он. Из колонны вышло удивительное существо – наполовину человек, наполовину лев. Хираньякашипу ошеломленно разглядывал Его, пытаясь понять, кто же это такой. Облик этого существа был поистине страшен:

«Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и ужасный лик казался еще больше от окружающей его сияющей гривы, а оскаленные зубы внушали смертельный страх…»

Говорится, что Бог является даже тем, кто не хочет признавать Его – Он приходит в облике смерти. Хираньякашипу понял, что Господь Вишну, повелитель всех мистических сил, явился в этом наводящем ужас облике Нрисимхадева – Человекольва, чтобы убить его. Но вспомнив о благословениях, данных ему Брахмой, царь приободрился и ринулся в бой. Нрисимхадев делал вид, что сражается с ним, ожидая нужного часа. И вот наступили сумерки. Легко поймав Хираньякашипу, который был для Него не больше осы, Нрисимхадев приблизился к порогу тронного зала и положил пытающегося освободиться царя к Себе на колени…

Бог всегда остается Богом. В каком бы облике Он не явился, Он всегда необычайно могущественен, роскошен, славен, мудр, отрешен и… прекрасен. Соприкоснувшись с Верховным Господом, греховный царь очистился от всего наносного. Вспомнив о своем изначальном положении слуги Господа, он узнал своего любящего Господина, увидел Его непостижимую красоту. Погруженный в блаженное созерцание Верховного Господа, он даже не заметил, как оставил свое тело. Ни в доме, ни за его пределами (на пороге), ни днем ни ночью (в сумерки), ни на земле, ни в воздухе (на коленях); защищенный от любого оружия (Нрисимхадев разорвал его ногтями); убитый ни человеком, ни животным (кто такой человеколев?), неуязвимый для всего живого и неживого (ногти – ни живая, ни мертвая материя)… И все-таки он умер. Умер, чтобы вскоре вернуться в обитель Господа, трансцендентный мир, где нет ни страха, ни иных тревог. Деяния Господа приносят всем вечное благо…

 

Уничтожив злодеев (некоторые демоны, самые злобные и глупые, попытались отмстить за своего царя), Господь обратил внимание на праведников. Полубоги поблагодарили Господа за спасение, а затем Нрисимхадева насладился молитвами Своего великого преданного Прахлады и предложил даровать ему все возможные благословения. Прахлада ответил, что тот слуга, который ждет от своего господина материальных благ – не настоящий слуга. Служение Богу в расчете на материальные благословения – просто торговля, а не чистое преданное служение. Поэтому для себя Прахлада попросил лишь свободы от материальных желаний, а для своего отца – освобождения от совершенных им грехов… Этот разговор преданного с Богом настолько глубок, что невозможно изложить его в кратком пересказе.

ом намо бхагавате тубхйам

пурушайа махатмане

харайе ‘дбхута-симхайа

брахмане параматмане

«О мой Господь, исполненный шести достояний, о Верховная Личность! О Высшая душа, устраняющая все страдания! О Верховная Личность, явившаяся в удивительном облике человекольва, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой». Прахлада Махараджа («Шримад Бхагаватам» 7.10.10)

 

Обновлено ( 24.06.2016 09:04 )

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас